Ученая степень
Доктор филологических наук
Биографические сведения
Родилась в Москве, в 1981 году окончила филологический факультет МГУ, романо-германское отделение. Ученица профессора А.В.Карельского. В 1983 – 1992 г. - научный сотрудник Института Мировой Литературы Академии Наук. В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию. Стипендиат Национального центра научных исследований (СNRS, Франция). C 1993 г. и до настоящего времени - ведущий научный сотрудник Института Высших Гуманитарных Исследований им. Е.М. Мелетинского при РГГУ. В 2005 году защитила докторскую диссертацию. Автор 2-х монографий и более 370 научных статей по истории культуры.
Государственные награды, почетные звания, благодарности
Лауреат премии «Инолиттл» журнала «Иностранная литература» за 2001 год. Книга "Денди: мода, литература, стиль жизни" вошла в финал премии Просветитель 2014 года.
Научно-педагогическая деятельность
Автор лекционных курсов в РГГУ
- «История мировой культуры XIX века»,
- «История зарубежной литературы XIX века»,
- «Поэтика Озерной школы»,
- «Методология гуманитарного знания»,
- «Семиотика одежды и тела».
Под руководством О.Б.Вайнштейн были защищены три кандидатских диссертации. Сейчас ученики О.Б.Вайнштейн успешно работают в науке. Среди учеников О. Б.Вайнштейн – Людмила Алябьева, Ксения Гусарова. В качестве приглашенного профессора работала в Мичиганском и в Стокгольмском университетах. Авторские курсы и статьи на сайте научно-просветительского проекта Арзамас.
Сфера научных интересов
- история и теория моды в контексте культуры,
- история телесности и канонов красоты,
- история английской литературы,
- философия европейского романтизма,
- гендерные исследования,
- культура повседневности.
Основатель журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» и составитель книжной серии «Библиотека журнала “Теория Моды”» издательства Новое Литературное Обозрение (редактор - Л.Алябьева). О.Б.Вайнштейн является составителем и публикатором избранных трудов и лекций своего учителя профессора Альберта Викторовича Карельского.
Публикации
Ольга Борисовна Вайнштейн - автор двух монографий:
- Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля (1994)
- "Денди: мода литература стиль жизни" (2005), которая выдержала четыре издания. Ольга Вайнштейн является составителем двухтомника «Ароматы и запахи в истории культуры"(2003, 2010).
Ольга Вайнштейн является составителем двухтомника
- «Ароматы и запахи в истории культуры"(2003, 2010).
Избранные статьи:
- Леопарды в храме: деконструктивизм и критическая традиция // Вопросы литературы, 1989, N 12, с.167-199.
-
“Homo deconstructivus”: философские игры постмодерна // Апокриф. 1993. №2. С. 12-30.
-
Одежда как смысл: Идеологемы современной моды // Иностранная литература, 1993, N 7, с.224-232.
-
Постмодернизм: философия или язык? // Вопросы философии, 1993, N 7, с.3-7.
-
Индивидуальный стиль в романтической поэтике // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер. М.: Наследие, 1994. С. 392-430.
-
"Полные смотрят вниз": Идеология женской телесности в контексте российской моды // Художественный журнал. 1995. N 7. С. 49-53.
-
Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. 1997. № 22. С. 303-331.
-
Мода новых русских: история и дилеммы // Декоративное искусство. 1997. № 1-2. С. 105-110.
-
Откуда берется пыль? Семиотика чистого и грязного. //Мировое древо (Arbor Mundi), 1998, N 6, c.153-173.
-
Семиотика одежды гуманитариев // Неприкосновенный запас. 1999. № 1 (3). С. 82-89.
-
Грамматика ароматов // Ароматы и запахи в культуре. М., Изд-во Новое Литературное Обозрение, 2003, Том 1, с.5-12.
-
Историческая ароматика // Ароматы и запахи в культуре. М., Изд-во Новое Литературное Обозрение, 2003, Том 1, с.437-463.
-
Семиотика Шанель №5 // Ароматы и запахи в культуре. М.: Изд-во Новое Литературное Обозрение, 2003, Том 2, с.352-367; библиография с.651-660.
-
География московской моды: маршруты шопинга // Теория Моды 2006, №1, сс. 179-209.
-
Ноги графини: этюды по теории модного тела // Теория Моды, 2006-2007, №2, сс.99-126.
-
«Мое любимое платье»: портниха как культурный герой в Советской России // Теория моды, 2007, № 3, с. с.101-126.
-
Шотландка, плед, тартан. // Теория моды, № 11, 2009, с.9-21.
-
В соответствии с фигурой: полное тело в советской моде. Теория моды, № 15, 2010, с.75-95. 350 стр.
-
Ноги Эйми Маллинс: мода, протезы, аксессуары // Теория Моды, № 18, 2011, с. 117-137.
-
Руки андроида: опыт прочтения романа Вилье де Лиль-Адана «Будущая Ева» // Теория Моды, № 27, весна 2013. с. С.139-154.
-
Метаморфозы модного тела: города и блоги. // Теория Моды, осень 2014, выпуск 33, с.11-31.
-
Everybody lies: фотошоп, мода и тело. // Теория моды, № 43, 2017. С. 201-234.
-
«Мы обязаны быть прелестны, одеты с иголочки, хоть умри»: семиотика моды в романах Эдит Уортон // Теория Моды, 49, 2018, с.199 - 228.
-
Сто игр на одном лице: костюмы и контексты Андрея Бартенева // Теория Моды, 56, 2020, с.1 - 28.
Переводы
Избранные публикации на иностранных языках:
- Female Fashion, soviet style: bodies of ideology // Russia - women – culture /ed. H.Goshilo, B.Holmgren. Indiana,USA: Indiana UP / 1996. P. 64-94.
-
Fashioning woman: dressmaker as cultural producer // Para-sites. A casebook against cynical reason / Ed. George Marcus. The University of Chicago Press, 2000. P. 195-225.
-
Russian dandyism: Constructing a man of fashion // Russian Masculinities in history and culture / Ed. B.Evans Clements, R.Friedman and D.Healey. Routledge, 2002, p.51-76.
-
Mapping Moscow fashion: spaces and spectacles of consumption // Fashion’s World Cities / Ed. Ch.Breward, D.Gilbert. Berg Publishers: 2006, pp. 135-159.
-
Dandyism, visual games and the strategies of representation // The Men's Fashion reader. Ed. Peter McNeil and Vicki Karaminas. Oxford, New York: Berg Publishers, 2009, pp. 84 -108.
-
Dandy: a snapshot // Fashion History Reader. Global perspectives. Berg Publishers, 2010, pp. 329-332.
-
Being Fashion-able: Controversy around Disabled Models.
- https://process.arts.ac.uk/sites/default/files/olga-vainshtein-being-fashion-able-controversy-around...
-
“I Have a Suitcase Just Full of Legs Because I Need Options for Different Clothing“: Accessorizing Bodyscapes // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, Volume 16, Number 2, June 2012 , pp. 139-170.
-
Walking the turtles: Minimalism in European Dandy Culture in the Nineteenth Century // Fashion, Style & Popular Culture, Volume 4, Number 1, January 2017, pp. 81-104 (24).
-
Orange Jackets and Pea Green Pants: The Fashion of Stilyagi in Soviet Postwar Culture // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, Special issue: Russian Fashion Theory, Volume 22, Issue 2, March 2018, pp. 167-185.
-
Photography and Body // The End of Fashion. L-N-Y, Bloomsbury, 2019, pp. 47-67.
-
Designing the Future: Constructivist Laboratory of Fashion // Fashion and Modernism. L-N-Y, Bloomsbury, 2019. pp.101-127.
-
Fashioning the ‘Performance Man’: Costumes and contexts of Andrey Bartenev // Critical Studies in Men’s Fashion, 2019, Volume 6, Numbers 1 & 2, p.13-36.
-
“We are expected to be pretty and well-dressed till we drop”: Fashion and “Passing” in the novels of Edith Wharton // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 2020, vol.24, issue 4, pp.499-534.
Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях
Член редколлегии журнала "Теория Моды: одежда, тело, культура", международных научных журналов “Fashion Theory: the Journal of Dress, Body and Culture”; “Critical Studies in Men's Fashion”.
Обновлено: 01.04.2022 17:09:31
Версия для печати