РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Хрипкова Елена Авенировна

Кафедра/Центр/Подразделение

Кафедра теории и истории искусства

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат искусствоведения, доцент ВАК

Биографические сведения

Высшее образование: МГУ им. Ломоносова, РГГУ, стажировка в университете Жан Мулен Лион 3, Лион, Франция.

Научно-педагогическая деятельность

В Российском государственном гуманитарном университете преподает с 2010 г.
    Курсы, читаемые в РГГУ:
  • Искусство Западной Европы в Средние века
  • Монументальная живопись романской эпохи
  • Мифологические и библейские сюжеты в искусстве
  • Методы анализа памятников обьемно-пространсвенного искусства
  • Иконографические и иконологические аспекты интерпретации образного языка западноевропейского искусства XV - XVII вв.

Сфера научных интересов

Западноевропейское средневековое искусство, искусство раннего христианства, христианская иконография, вопросы становления романского и готического стилей во Франции, проблемы и средства визуализации концепций и смыслов христианской доктрины в иконографических программах западноевропейских и византийских памятников, соотношения визуального и вербального в искусстве Средневековья, литургизации христианской иконографии, вопросы формирования иконографии и становления художественного языка христианского искусства.

Публикации

    Книги:
  1. Базилика Сен-Дени аббата Сугерия (монография), Москва:ДПК-Пресс, 2013
  2. Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада. Диалог культур, традиция и современность  [сб. науч. тр. по материалам междунар. конф.] / Российский государственный гуманитарный университет ; [ответственный редактор Е. А. Хрипкова]. - Москва : РГГУ, 2017. - 315, ред., 
  3. Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: от слова к образу (коллективная монография) / ред. Хрипкова Е.А., Марков А.В, Москва, РГГУ, 2022

    Статьи:
  1. Хрипкова Е.А. Репрезентация светоносности божественной природы Христа в западноевропейской храмовой декорации IV- VIII вв. // Культура и искусство. 2024. № 6. С. 28-75. DOI: 10.7256/2454-0625.2024.6.70839
  2. Хрипкова Е.А. Образы райского сада в орнаментальной декорации церкви Сан-Витале в Равенне: к вопросу о влияниях и образцах. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023;(3):18-37. https://doi.org/10.28995/2658-4158-2023-3-18-37
  3. Хрипкова Е.А. Иконографическая программа фрескового цикла нижней церкви св. Марии и св. Климента в Шварцрейндорфе: подходы к интерпретации. (Глава 7), с.79-88 //«Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: от слова к образу»/отв. ред. Хрипкова Е.А., Марков А.В. – Москва: Изд-во РГГУ, 2022.
  4. Хрипкова Е.А. Репрезентация сюжета романа «Ивейн, или рыцарь со львом» в западноевропейских иконографических программах XIII-XIV вв. // Культура и искусство. 2022. № 4. С. 13-32.
  5. Хрипкова Е.А. Жерминьи-де-Пре: к вопросу о стиле и прототипах мозаики апсиды оратория аббата Теодульфа //Артикульт. 2020. № 2 (38). С. 37-51.
  6. Хрипкова Е.А. Книга Пророка Иезекииля в иконографической программе фресок церкви св. Марии и св. Климента в Шварцрейндорфе// Артикульт. 2019. № 3 (35). С. 12-47.
  7. Хрипкова Е.А. Культ "пустого трона" и идея единства светской и церковной власти в программе церкви св. Марии и св. Климента в Шварцрейндорфе // Артикульт. 2018. № 4 (32). С. 43-55.
  8. Хрипкова Е.А. Cимволизм и структура композиции "Majestas Domini" в западноевропейских храмовых программах XI-XII веков // Культура и искусство. 2017. № 9. С. 1-13.
  9. Хрипкова Е.А Репрезентация образа Господа в мозаике аббата Теодульфа в Жерминьи-де-Пре // Sententia. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2017. № 4. С. 47-55.
  10. Хрипкова Е.А. Литургический аспект композиции "Господь во славе" или "Majestas Domini" в монументальных иконографических программах романской эпохи В книге: Актуальные проблемы теории и истории искусства - 2016. Тезисы докладов VII Международной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Государственный Эрмитаж. 2016. С. 130-131.
  11. Хрипкова Е.А. Образ «мира невидимого» в иконографической программе мозаики оратория в Жерминьи - де - Пре // Человек и культура. 2016. № 4. С. 100-109.
  12. Хрипкова Е.А. «Религиозные портреты» Аллы Понятовской В сборнике: Светолитие. выставка, 10 октября - 13 декабря 2015 г. : каталог. Музей-заповедник "Александровская слобода", Содружество "Артос". Александров, 2015. С. 5-9.
  13. Хрипкова Е.А. Мозаика аббата Теодульфа в оратории Жерминьи-де-Пре: вопросы сохранности и интерпретации В сборнике: Художественное стекло: от мастера к музею. сборник докладов научно-практической конференции. Центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова; Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв. 2015. С. 62-71.
  14. Хрипкова Е.А. Иконографическая программа витражей хора Сугерия, De Administratione и идея консолидации Востока и Запада в проекте базилики Сен-Дени XII века В сборнике: Вопросы всеобщей истории архитектуры. Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства. Москва-Санкт-Петербург, 2015. С. 30-61.
  15. Хрипкова Е.А. ЛЛитургический аспект композиции «Господь во славе» или «Majestas Domini» в монументальных иконографических программах романской эпохи» // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 1. С. 95-107.
  16. Хрипкова Е.А. "Синтетические" композиции в романском искусстве и первая готическая программа аббата Сугерия // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 2 (2). С. 128-139.
  17. Хрипкова Е.А. Символические функции витражных композиций в сакральном пространстве первого готического хора аббата Сугерия В сборнике: Стекло в архитектуре. Архитектура в стекле. сборник докладов научно-практической конференции. Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова", Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв.; под редакцией Ю. В. Спиридоновой; составители: Е. И. Бекетова, Н. В. Никитина. 2014. С. 14-24
  18. Хрипкова Е. Иконографическая программа базилики Сен-Дени XII века как свидетельство духовной жизни эпохи // В сборнике: Произведение искусства как документ эпохи: время, язык, образ. материалы Международной научно-практической конференции. НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. 2014. С. 214-224.
  19. Хрипкова Е. Символическая репрезентация Евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен - Дени XII века // Страницы: богословие, культура, образование. 2014. Т. 18. № 4. С. 602-619.
  20. Хрипкова Е.А. Визуализация темы Евхаристии в иконографической программе западного фасада базилики Сен - Дени XII века // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 1 (53). С. 66-73.
  21. Хрипкова Е.А "«Saphirorum materia», типологические витражи аббата Сугерия и его труд «De Administratione» // Артикульт. 2013. № 2 (10). С. 75-90.
  22. Хрипкова Е.А. Аббат Сугерий и его идея единства христианского мира в программе базилики Сен-Дени // Страницы: богословие, культура, образование. 2012. Т. 16. № 3. С. 444-453.
  23. Хрипкова Е.А. Визуализация догматических концепций в иконографической программе западного фасада Базилики Сен-Дени XII века / Артикульт. 2011. № 1 (1). С. 120-132.
  24. Хрипкова Е.А. Вопросы интерпретации и роли изображения в культуре западноевропейского средневековья // Труды Объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию. 2008. Т. 2007. С. 138-144.
  25. Хрипкова Е.А. Особенности визуализации текстов священного писания в иконографической программе западного фасада базилики Сен-Дени // В сборнике: Труды государственного музея истории религии. Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей истории религии. Санкт-Петербург, 2009. С. 167-173.
  26. Хрипкова Е.А. «Слово и образ: опыт реконструкции иконографической программы западного фасада базилики Сен-Дени» //Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2009. № 15. С. 179-190.

Обновлено: 14.01.2025 14:59:55
Версия для печати

Возврат к списку