Учебно-научный центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени
Должность
Научный сотрудник
Биографические сведения
Окончил Российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока РГГУ (2004 г.), Французский университетский колледж при МГУ (2004 г.) и Высшую школу социальных исследований (EHESS) в Париже (2005 г.; диплом DEA по средневековой истории). В 2007-2014 гг. - преподаватель ЦМБ РГГУ.
Сфера научных интересов
История западноевропейского Средневековья;
Визуальная антропология и средневековая иконография;
Религиозное и политическое иконоборчество;
Католическая и православная демонология;
Визионерские тексты и практики.
Публикации
Автор более 60 научных и научно-популярных работ
Книги:
Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М.: Индрик, 2011 (в соавторстве с Д.И. Антоновым).
Анатомия ада. Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. М.: Форум, 2013; 2-е изд. М.: Форум, 2014; 3-е изд. М.: Форум, 2018 (в соавторстве с Д.И. Антоновым).
Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. М.: АСТ, 2018; 2-е изд. М.: АСТ, 2019 (в соавторстве с С. Зотовым, Д. Харман).
Мышеловка св. Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем. М.: Слово, 2019. Статьи:
«Если ты Бог – защищайся! Католические модели протестантского иконоборчества // Одиссей. Человек в истории. 2015-2016. М., 2017. С. 281-349.
Наказание святых: благочестивое богохульство в Средние века и Раннее Новое время // Государство, религия и церковь в России и за рубежом, 2017, № 2. С. 15-51.
Глаза в глаза: средневековые демоны и их враги // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 2017. М.: Индрик, 2017. С. 257-301.
Ослепить святого и ослепить дьявола: читательская агрессия в средневековых рукописях // Сила взгляда. Глаза в мифологии и иконографии. М.: РГГУ, 2014. С. 44-124.
Коса, крылья и нимб: как изобразить Смерть? (часть 1) // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 3. М.: Индрик, 2014. С. 165-206; Коса, крылья и нимб: как изобразить Смерть? (часть 2) // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 4. М.: Индрик, 2015. С. 39-106.
«Зачем ты рисуешь меня таким уродливым?» Дьяволовы портреты и дьяволовы обиды // О вере и суевериях: сборник статей в честь Е.Б. Смилянской / сост. В.Е. Борисов; отв. ред. Д.И. Антонов. М.: Индрик, 2014.С. 25-84.
Проклятые деньги Иуды Искариота // Фетиш и табу. Антропология денег в России. М.: ОГИ, 2013. С. 413-434 (в соавторстве с Д.И. Антоновым).
Бес за спиной: жесты дьявола в древнерусской иконографии // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 2. М.: Индрик, 2013. C. 107-140.
Смерть в древнерусской иконографии: конструирование образа // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 1. М.: Изд. РГГУ, 2012. С. 151-198.
Демоны, монстры и грешники: негативные персонажи в пространстве древнерусской иконографии // Одиссей. Человек в истории. 2010, 2011. М.: Наука, 2012. С. 144-198 (в соавторстве с Д.И. Антоновым).
Реальность символ и символ реальности в визионерском опыте Средневековья // Одиссей. Человек в истории. 2009. М., 2010. С. 316-360.
«Демоном сокрушниче»: Архангел Михаил как экзорцист в культуре средневековой Руси // Россия XXI, 2009, № 5. С. 122-157.
Переводы
Книги и статьи по истории, социологии и политологии: Ж. Баше, А. Блюм, М. Вевьерка, М. Ларуэль, П. Нора, Ж. Нуарьель, В. Познер, Ж. Радвани, А. де Танги, Т. Тер-Минасян, Ж.-П. Шевенман, Ж.-К. Шмитт, и др.