Мириманов Виль Борисович (1929-2004)
Доктор искусствоведения (1979), ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ (1992-2004).
Направления научных исследований - генезис и типология ранних форм искусства; реконструкция истории африканского искусства; эволюция центрального образа картины мира в изобразительном искусстве; примитивное искусство в становлении европейского художественного авангарда.
Являлся членом диссертационного совета РГГУ - Д.212.198.06, членом секции искусствознания Московского отделения Союза художников России, членом Международной ассоциации искусствоведов (А1СА), ассоциированным членом редакционного совета журнала "Current Anthropology", членом "College de Pataphisique" (Париж, с 1962 г).
Награжден медалью "В память 850-летия Москвы".
Автор около 100 работ.
Основные публикации:
- Африка: Искусство. М.: Искусство, 1967. 86 с.
- Африка: Встречи цивилизаций. М.: Мысль, 1970. 416 с. Соавт. Кобищанов Ю.М.
- Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство; Dresden: Verlag der Kunst, 1973. 319 с.
- Kunst der Urgesellschaft und tradi-tionale Kunst Afrikas und Ozeaniens. Dresden: Verlag der Kunst; Moscau: Iskusstwo, 1973. 337 s.
- Искусство тропической Африки: Типология. Семантика. Эволюция. М.: Искусство, 1986. 310с.
- Русский авангард и эстетическая революция XX века: Другая парадигма вечности. М., 1995. 64 с. (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 13.)
- Трансформация картины мира и распад классической изобразительной системы // Академические тетради. 1996. ? 2. С. 26-32.
- Искусство и миф: Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997. 327 с.
- Карл Эйнштейн и Владимир Матвей (Марков) - первые исследователи африканского искусства // Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. М., 1997. С. 28-29.
- Изображение и стиль: Специфика постмодерна. Стилистика 1950-1990-х. М., 1998. 78 с. (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 23.)
- Истоки стиля. М., 1999. 48 с. (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 28).
- Универсалии дописьменного искусства // Литературные архетипы и универсалии. М., 2001. С. 11-72.
- Четвертый всадник апокалипсиса. Эстетика смерти. М., 2002. 133 с. (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 32).
- Императив стиля / РГГУ. М., 2004. 195 с.
См. о нем: