РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Колотаев Владимир Алексеевич

Кафедра/Центр

Кафедра кино и современного искусства

Должность

Декан факультета истории искусства, заведующий кафедрой кино и современного искусства

Ученая степень

Доктор филологических наук, доцент

Биографические сведения

С 2003 года начал совмещать работу в РГГУ, в Русской антропологической школе (РАШ) под руководством Вяч. Вс. Иванова, с работой профессора кафедры русской литературы ХХ в. МПГУ им. В.И. Ленина. В 2004 году стал штатным профессором УНЦ «История и экранная культура» факультета истории искусства РГГУ. Работал совместителем в ГИИ с 2005 по 2010 г. в секторе Теории искусства, где в 2006 году под руководством Н.А. Хренова и в соавторстве с Е.В. Улыбиной создал теорию стадиального развития идентичности. В 2010 году лицензировал и открыл на факультете истории искусства магистерские программы «Визуальные медийные искусства», «Искусство кино». Сейчас на направлении подготовки «История искусств» действуют шесть магистерских программ. В том же году открыл аспирантуру по двум шифрам: 17.00.03 и 17.00.04. В 2011 году создал электронный научный журнал «Артикульт», входящий в список ВАК. При поддержке руководства факультета, декана И.В. Бакановой, в 2011 году создал самофинансируемую структуру дополнительного образования «Высшая школа художественных практик и музейных технологий» (ХПМТ). В 2013 году создал кафедру кино и современного искусства, которая реализует четыре магистерские программы и один бакалаврский профиль «Теории и практика современного искусства». С того же года декан факультета истории искусства.

Научно-педагогическая деятельность

Читает курсы
  • «История и теория медиа»,
  • «Психология кино»,
  • «Социология кино».
Ведет постоянно действующий студенческий киноаналитический семинар.

Сфера научных интересов

  • социология и психология медиа,
  • социальная психология кино и телевидения,
  • социокультурная диагностика искусства,
  • теория медиа,
  • межкультурное взаимодействие,
  • проблемы идентичности в экранных искусствах,
  • аналитика киноискусства,
  • стадиальная модель развития идентичности в среде киноискусства.

Публикации

  1. Колотаев В.А. Экранная репрезентация моделей идентичности в советском киноискусстве // Черный В. Д., Марков А. В., Колотаев В. А., Добрицына И. А., Штейн С. Ю. Логика визуальных репрезентаций в искусстве: от иконописного пространства и архитектуры к экранному образу / Коллективная монография. М.: РГГУ, 2019. 374 с. С. 67-132. 
  2. Колотаев В.А., Марков А.В., Штейн С.Ю. «Светлый путь»: теория комического Виктора Ардова и переопределение границ социалистического реализма / В.А. Колотаев, А.В. Марков, С.Ю. Штейн // Новый филологический вестник. 2018. Т. 47. № 4. С. 26–35. 
  3. Колотаев В.А. Эстетика отчуждения: конструирование нового человека средствами советского киноискусства // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 8. Часть 2. С. 232–249. 
  4. Колотаев В.А., Улыбина Е.В. Формы репрезентации субъектности в советском киноискусстве 1930 – 1980-х годов // Мир психологии. 2018. № 3 (95). С. 113-122.
  5. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Художественное пространство фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» как среда формирования идентичности // Артикульт. 2017. 28(4). С. 83-94. 
  6. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Варианты преобразования феномена веры в несправедливый мир в кинематографе // Вестник РГГУ. Серия. Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 2 (8). С. 91 - 106
  7. Колотаев В.А. Фотоискусство как система поэтически эксплицируемых репрезентаций // Артикульт. 2017. 25 (1). С. 18-32.
  8. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Кризисы идентичности в ситуации неопределенности как варианты отношения к себе // Мир психологии. Научно-методический журнал. Москва-Воронеж. 2016. № 3 (87). С. 121-132. 
  9. Колотаев В.А. В поисках устойчивой идентичности // Научно-аналитический журнал. Дом Бурганова. Пространство культуры 2015. № 4. С. 18-28 
  10. Колотаев В.А.Смещенная агрессия в современном российском кинематографе // Вестник РГГУ. Серия. Культурология. Музеология. Искусствоведение. 2014. № 14 (136). С. 119-125. 
  11. Стадиальная модель развития идентичности субъекта в культурно-историческом контексте (к проблеме роста самодетерминации в ее осуществлении) // // Мир психологии. 2012. № 1 (69). С. 61-68.
  12. Колотаев В.А. Путеводитель по Южному Парку // Искусство кино. 2011. № 11. С. 37-41. 
  13. Колотаев В.А. Формирование коллективной идентичности и мифы советского кино // Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». М. 2011. № 17 (79)/11. С. 229-240. 
  14. Колотаев В.А. Обратная сторона гуманизма: новые перспективы человечества // Артикульт. 2011. № 1. С. 49-60.
  15. Колотаев В. А., Улыбина Е. В. Стадиальная модель развития идентичности (на примере киноискусства) // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2011. № 1. Т. 8. С. 3-26.
  16. Колотаев В. А.Репродуктивная модель идентичности в советском кино 1960-х гг. // Артикульт. 2011. № 3. 
  17. Колотаев В.А. Рождение личности из духа карнавала // Вестник ВГИКа. 2010. № 6. С. 100-110. 
  18. Колотаев В.А. Искусство кино в системе построения стадиальной модели идентичности // Вестник ВГИКа. 2010. № 5. С. 6–28. 
  19. Колотаев В.А. Метаидентичность: киноискусство и телевидение в системе построения способов жизни. СПб.: Нестор-История, 2010. 318 с. 
  20. Колотаев В.А. От культуры конфликта к культуре продукта: состояние идентичности в ситуации надлома советской империи // Сборник материалов международной конференции «Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты. М.: ГИИ, 2010. С. 347-367
  21. Колотаев В.А. Знание как катастрофа // Искусство кино. 2010. № 2. С.53-60. 
  22. Колотаев В.А. Субъект без культуры на рубеже веков // Культура на рубеже ХХ – ХХ1 веков: глобализационные процессы. СПб.: Нестор-История, 2009. С. 538-617. 
  23. Колотаев В.А. Взгляд на постмодернизм сквозь призму стадиальной системы культурной идентичности // Постмодернизм: взгляд из ХХI века. Коллективная монография. Глава - 1.2. / Отв. ред. Н.О. Осипова. Изд-во МосГУ. Изд-во ВятГГУ. М., Киров, 2009. С.18-51.
  24. Колотаев В.А. Продолжая Фуко: модель поиска истины в телесериале «Теория лжи» // Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 6. М.: ГИТР, 2009. С. 154-162.
  25. Колотаев В.А. О деструктивном типе метаидентичности, каким он открылся А. Хичкоку // Теория художественной культуры / Отв. ред. Н.А. Хренов. Вып. 12. М.: ГИИ, 2009. С. 434-484. 
  26. Колотаев В.А. Зачем люди лгут? // Искусство кино. 2009. № 4. С. 105-110. 
  27. Колотаев В.А. Ценности традиционной культуры и семиотический механизм их искажения // Человек смеющийся: Сборник научных статей. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008. С.145-164.
  28. Колотаев В.А. Стадиальная система формирования идентичности в культуре // Искусство и цивилизационная идентичность / (отв. ред. Н.А. Хренов); Научный совет РАН «История мировой культуры». М.: Наука, 2007. С. 562-601.
  29. Колотаев В.А. Философско-эстетическая проблематика культурной идентичности // Искусство в контексте цивилизационной идентичности. Сб. ст. Под ред. Н.А. Хренова. М.: Государственный институт искусствознания, 2006. С.118-134. 
  30. Колотаев В.А. Лингвистическая теория субъективности Эмиля Бенвениста и Жака Лакана и эстетика Джузеппе Торнаторе // Искусство versus литература: Франция – Россия - Германия на рубеже ХIХ-ХХ веков: Сб. ст. / Под общ. Ред. Е.Е. Дмитриевой. М.: ОГИ, 2006. С.166-194.
  31. Колотаев В.А. Глобализационный путь субъекта русской культуры на рубеже веков // Культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков: глобализационные процессы. М.: Государственный институт искусствознания, 2005. С. 420-489. 
  32. Колотаев В.А. Экранная культура как зеркало истории // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 3. М.: РГГУ, 2005. С. 237-280. 
  33. Колотаев В.А. Мужские практики переодевания в современной экранной культуре // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005. С.360-379. 
  34. Колотаев В.А. Современная массовая культура как информационное пространство постфольклора // Массовая культура на рубеже веков. М.-СПб.: Государственный институт искусствознания, 2005. С. 26-41.
  35. Колотаев В.А. Проблема поколений в современном российском кино // Поколения в социокультурном контексте ХХ века. М.: Наука, 2005. С. 615-629. 
  36. Колотаев В.А. О трансформации архаических комплексов мышления в современной постфольклорной культуре // Фольклор и художественная культура. Современные методологические и технологические проблемы изучения и сохранения традиционной культуры. Серия: «Сохранение и возрождения фольклорных традиций». Вып. 13. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004. С. 49-62.
  37. Колотаев В.А. Субъект и визуальность: к вопросу о вкладе Ж. Лакана в разработку проблем сознания и процесса формирования структур личности // Пространство жизни субъекта: Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции. М.: Наука, 2004. С. 556-570.
  38. Колотаев В.А. Циклы восхождения духа и динамический принцип самоорганизации художественного произведения // Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве. М.: Наука, 2004. С. 573-605. 
  39. Колотаев В.А. Язык антропогенного желания как средство проявления духа // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. М.: Изд-во РГГУ. 2004. С. 153-192. 
  40. Колотаев В.А. Структура и функции постфольклора // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. М.: Изд-во РГГУ, 2004. С. 214-231. 
  41. Колотаев В.А. Слом современной цивилизации и отражение кризисных явлений культуры в эстетике кинематографа // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. М.: Наука, 2003. С. 399-407. 
  42. Колотаев В.А. Восстание квоткультур (К проблеме глобализации «локальных культур») // Общественные науки и современность. М.: Наука, 2003. № 2. С. 157-164. 
  43. Колотаев В.А. Концепция искусства Л.Н. Толстого на фоне переходных процессов в художественном мышлении рубежа Х1Х-ХХ века // Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время. М.: Наука, 2003. С.282-323.
  44. Колотаев В.А. Под покровом взгляда: Офтальмологическая поэтика кино и литературы. М.: Аграф, 2003. 480 с. 
  45. Колотаев В.А. Проблема связи эмоциональности и языка культуры (по материалам фильма М. Ханеке «Пианистка») // Мир психологии. Научно-методический журнал. Москва-Воронеж. 2002. № 4 (32). С. 171-178. 
  46. Колотаев В.А. О порождении субъекта речи и проблеме идентификации личностных структур Я в эстетическом опыте кинематографа // Научно-методический журнал «Мир психологии». Москва-Воронеж. 2002 № 2 (30). С. 76-92. 
  47. Колотаев В.А. Глобализация локальных «культур» и феномен квоткультуры // Глобализация и локальная культура. Сборник научных статей / Сост. и отв. ред. Г.И. Зверева. М.: РГГУ, 2002. С. 77-91. 
  48. Колотаев В.А. Семиотическая роль «Другого» в эстетической реальности Киноискусства // Мир психологии. Москва-Воронеж. 2001. № 3 (26). С. 143-157. 
  49. Колотаев В.А. Эстетическое и религиозное видение как способы постижения смысла // Научно-методический журнал «Мир психологии». Москва-Воронеж. 2001. № 2 (26). С. 45-54.
  50. Колотаев В.А. Створки бытия // Искусство кино. 2001. № 4. С. 99-11.
  51. Колотаев В.А. Поэтика деструктивного Эроса. М.: Аграф, 2001. 491 с. 
  52. Колотаев В.А. Расставание с Эдипом. О фильме С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» // Искусство кино. 2000. № 5. С. 67-73.
  53. Колотаев В.А. Видимое против говоримого. Флоренский и Антониони // Логос. 2000. № 2 (23). С. 152-172. 
  54. Колотаев В.А. О символической природе иконописного образа // Человек в контексте культуры: Сборник научных статей. Вып. 3. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. С. 5-20.
  55. Колотаев В.А. Структура зримого в теории поэтического языка Шкловского // Логос. 1999. № 11/12. С.37-55. 

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Главный редактор журнала «Артикульт», зам. главного редактора «Вестника РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение», член диссертационного совета Д 212.198.06

Обновлено: 11.08.2021 14:00:41
Версия для печати

Возврат к списку