РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Потанина Лейла Тахировна

Кафедра/Центр

Психологии семьи и детства

Должность

профессор

Ученая степень

д. пс. н., доцент

Биографические сведения

В 1996 году закончила МПГУ им. В.И. Ленина, на кафедре педагогики высшей школы защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Подготовка учителя к использованию символических средств в воспитании школьника» по специальности: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

В 2015 году на психологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова защитила докторское диссертационное исследование на тему: «Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника» по специальности: 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки).

Научно-педагогическая деятельность

Является научным руководителем по ряду научных грантов («Уроки Добра и Красоты»(2002), грант РГНФ «Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника в образовательном процессе» 2011-2013 г), грант РФФИ «Профессиональная подготовка педагогов к реализации нравственного воспитания младших школьников средствами смыслопорождающей деятельности» 2019-2022).

Сфера научных интересов

    Основные направления научных исследований:
  • психология образования;
  • нравственное воспитание личности на разных уровнях образования;
  • современные образовательные технологии.

Индекс Хирша – 18, h-индекс – 3.

Публикации

Автор более 100 научных печатных работ, включая две монографии и девять учебных пособий.

  • Потанина, Л. Т. «Восхождение» к смыслам как сущность нравственного развития / Л. Т. Потанина // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 4. – С. 261–270.
  • Потанина, Л. Т. Эмпирическое исследование уровней сформированности образно-символического языка у педагогов / Л. Т. Потанина, И. И. Ильясов // Культ.-ист. психол. – 2010. – № 2. – С. 61–66.
  • Потанина, Л. Т. Связь образно-символического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности / Л. Т. Потанина, А. Н. Гусев // Вопр. психол. – 2008. – № 2. – С. 30–40.
  • Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы / Л. Т. Потанина // Вестн. МГОУ. Сер. Психол. науки. – 2011. – № 2. – С. 85–90.
  • Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на разных этапах онтогенеза / Л. Т. Потанина // Вестн. МГОУ. Сер. Психол. науки. – 2011. – № 4. – С. 69–76.
  • Потанина, Л. Т. Средства и условия развития ценностно-смысловой сферы личности школьника / Л. Т. Потанина // Вестн. МГОУ. Сер. Психол. науки. – 2012. – № 1. – С. 67–73.
  • Потанина, Л. Т. Воспитательный потенциал образно-символического мышления / Л. Т. Потанина // Знание, понимание, умение. – 2008. – № 1. – С. 89–94.
  • Потанина, Л. Т. Роль образно-символического мышления в развитии ценностно-смысловых образований личности / Л.Т. Потанина // Акмеология. Спец. вып., посв. 4-й междунар. науч. конф. «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». – М., 2007. – Т. 3. – С. 132–135.
  • Потанина, Л. Т. Изучение уровней сформированности образно-символического языка у педагогов / Л. Т. Потанина, И. И. Ильясов // Вестн. МГОУ. Сер. Психол. науки. – 2010. – № 2. – С. 80–85 .
  • Потанина, Л. Т. Образно-символический язык как средство развития системы ценностей школьника / Л. Т. Потанина // Знание, понимание, умение. – 2009. – № 2. – С. 73–78.
  • Потанина, Л. Т. Использование средств образно-символического мышления с целью развития нравственной сферы личности школьника / Л. Т. Потанина // Вестн. МГОУ. Сер. Психол. науки. – 2012. – № 4. – С. 100–106.
  • Потанина, Л. Т. Диагностика ценностно-смысловой сферы личности школьника: опыт эмпирического исследования / Л. Т. Потанина // Новое в психол.-педагог. исследованиях. – 2013. – № 1 (29). – С. 195–206.
  • Потанина, Л. Т. Исследование влияния средств образно-символического мышления на развитие ценностно-смысловой сферы личности старшего школьника / Л. Т. Потанина // Вестн. МГОУ. Сер. Психол. науки. –2013. – № 3. – С. 96–103.
  • Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника в предметной деятельности средствами образно-символического мышления / Л. Т. Потанина // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. Гуманит. науки и образование. – 2013. – № 4 (14). – С. 133–141.
  • Потанина, Л.Т. Прагматическое / непрагматическое видение мира как показатель нравственного развития школьника / Л. Т. Потанина, А. Н. Гусев // Вопросы психологии, 2018. № 5. С. 23–32.
  • Потанина Л.Т. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования / Л. Т. Потанина, Т.В. Склярова // Перспективы науки и образования, 2019. № 3 (39). С. 255-265.
  • Потанина, Л. Т. Готовность учителя к развитию нравственных представлений учащихся в инновационной образовательной среде / Л. Т. Потанина, Ю. В. Койнова‒Цёльнер, Т. В. Склярова. – DOI 10.15507/1991-9468.101.024.202004.608-621 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 608–621.
  • Потанина, Л.Т. Ценностное восприятие педагогом мира в контексте духовно-нравственного воспитания / Л. Т. Потанина, Т.В. Склярова // Духовно-нравственное воспитание, 2021. № 1. С. 12-18.
  • Потанина, Л.Т. Нравственное мышление педагога и его реализация в системе школьного образования / Л. Т. Потанина, Т.В. Склярова // Духовно-нравственное воспитание, 2022. № 2. С. 64-69.
    Монографии:
  • Потанина, Л. Т. Образно-символическое мышление и развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: моногр. / Л. Т. Потанина. – М.: Изд-во МГОУ, 2013. – 235 с.
    Учебно-методические пособия:
  • Потанина, Л. Т. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – Смоленск: СОИУУ, 1995. – 103 с.
  • Потанина, Л. Т. Философия жизни в школе / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Новая школа, 1994. – 48 с.
  • Потанина, Л. Т. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Новая школа, 1998. – 208 с.
  • Потанина, Л. Т. Уроки Добра и Красоты / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина. – Смоленск: СОИУУ, 1995. – 103 с.
  • Потанина, Л.Т. Символика поведения / Л.Т. Потанина, Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое о-во России, 2001. – 96 с.
  • Потанина, Л. Т. Обучение в процессе воспитания школьника: руководство для заместителя директора школы по учебному процессу / Н. Е. Щуркова, Л. Т. Потанина и др. – М.: Центр «Пед. поиск», 2011. – 160 с.
  • Потанина, Л.Т. Нравственное развитие личности в новой школе: / Л. Т. Потанина. – М.: Изд-во МГОУ, 2014. – 96 с.

Обновлено: 30.05.2023 22:49:32
Версия для печати

Возврат к списку