Ученая степень
кандидат искусствоведения
Биографические сведения
В 2004 году с отличием окончила Санкт-Петербургский государственный университет и поступила в аспирантуру. С 2007 по 2008 на правах молодого ученого проходила научную стажировку под руководством Филиппа Кэнеля в Лозаннском университете (Швейцария). С сентября 2008 года преподавала на кафедре истории западноевропейского искусства Санкт-Петербургского государственного университета. С 2020 года является доцентом кафедры теории и истории искусства факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета.
Научно-педагогическая деятельность
Реализует дисциплины, посвященные проблемам изучения западноевропейского визуального искусства XIX века.
Сфера научных интересов
Основной областью научных интересов является французская печатная журнальная графика Третьей Республики, бельгийское искусство эпохи Леопольда II, искусство национального романтизма в странах Скандинавии и Балтии.
Публикации
Научные публикации:
- Клюшина Е.В. «La Revue Blanche» как поле иллюстративного эксперимента: от символистских фронтисписов к анархистским графическим выходках // Париж около 900-х. „Роза и Крест" Жозефена Пеладана. М.: «Алетея», 2023. C. 306–328.
- Клюшина Е.В. Бельгия. Предисловие от автора-составителя. Источники. Аналитика: научно-исследовательский ракурс // Актуальные проблемы искусства символизма. В 2-х частях. Отв. ред. Светлов Игорь Евгеньевич, О. С. Давыдова. М.: «Река времен», 2022. С. 285-287.
- Клюшина Е.В. Балкон Европы: бельгийское искусство fin de siècle. Взгляд из России // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2022. Т. 12. С. 269-280.
- Клюшина Е.В., Костыря М.А. К вопросу о возможных иконографических прототипах «Портрета Жанны Кефер» Фернана Кнопфа // Художественная культура. 2022. № 3 (42). С. 168-183.
- Клюшина Е.В. Краткая история иллюстрированной «Схватки»: журнал «L’Escarmouche» и его мастера // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2021. № 2. С. 50-59.
- Клюшина Е.В., Глинтерник Э.М. «La Revue Blanche»: история иллюстрирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2021. Т. 11. № 1. С. 127-149.
- Клюшина Е. В. Художественно-графические результаты либерализации французской прессы Третьей Республики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. № 3. — 2020. — С. 43-56.
- Клюшина Е. В. Бельгийский символизм и ранняя нидерландская живопись // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в 3-х книгах. Книга первая: Часть I. Вневременные контексты символизма / Отв. ред. и сост. О.С. Давыдова. – М.: БуксМАрт, 2020. С. 319-335.
- Клюшина Е. В. Кураторство на стыке искусства, экологии и политики: резонансные проекты последних лет. Брюгге, Стамбул, Москва // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2020. № 4. С. 66-74.
- Клюшина Е. В. Бельгийский акцент финского авангарда: искусство Альфреда Вильяма Финча в Финляндии // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2020. Т. 10.
- Клюшина Е. В. Театр теней как место рождения нового графического языка на рубеже XIX- XX веков // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Материалы III Международной научной конференции. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Голландский институт в Санкт-Петербурге. 2020. С. 120-121.
- Клюшина Е. В. История иллюстрирования журнала La Plume // Искусствознание. 2019. №4. C. 154-181.
Клюшина Е. В., Соколов Р. А. Между Россией и Францией: научный путь Нины Николаевны Калитиной // Искусствознание. 2019. № 2. C. 324-355.
- Клюшина Е. В. Носорогомания в изобразительном искусстве Западной Европы XVIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2018. Т. 8. C. 28–36.
- Клюшина Е. В., Мальцева С. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Артефакт. Арт-объект. Аргумент Объект в изобразительном искусстве: обретение новых смыслов в эпоху Нового и Новейшего времени // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2018. Т. 8. C. 15-24.
- Клюшина Е. В. Ювелирный магазин братьев Уолферс: новые решения в организации экспозиции Королевских музеев искусства и истории Бельгии // Musem-strogonov-2018. Материалы международной научной конференции «Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра» к 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова. Опыт коллективного монографического исследования. Сост. А. Н. Лаврентьев, Н. Н. Ганцева, А. В. Сазиков. М., 2018. С. 156-165.
- Клюшина Е. В. Художественное оформление артистического кабаре «Le Chat Noir» // Материал-Технология-Форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве: Строгановские чтения 2018. Материалы международной научной конференции. Ганцева, Н. Н., Иванова, Ю. Б. & Иванова, Е. Д. (ред.). Москва: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, 2018. C. 246-253.
- Клюшина Е. В. Автопортрет как форма социального протеста: стратегии художественной саморепрезентации в искусстве Дж. Энсора // Мавродинские чтения — 2018. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина. 2018. С. 95-99.
- Клюшина Е. В. Гипноз и искусство Фернана Кнопфа // История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XXI веку. Сборник статей / Сост. Е.А. Бобринская, А.С. Корндорф; перевод с англ. А.А. Зубов. М.: Государственный институт искусствознания, 2018. C. 294-307.
- Klyushinа E. Hypnosis in the art of Fernand Khnopff // History of Art and Rejected Knowledge: From the Hermetic Traditionto the 21st Century. Essays. Edited by Ekaterina Bobrinskaya and Anna Korndorf; translated from English by Catherine Phillips, Ruth Addison and Ludmila Lezhneva. Moscow: State Institute for Art Studies, 2018. Pp. 281-292.
- Клюшина Е. В. Comic strip. Новая жанровая форма французской журнальной иллюстрации эпохи Fin de Siecle // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2018. № 2. С. 34-41.
- Клюшина Е. В. Особенности художественного оформления иллюстрированного журнала «Gil Blas Illustré» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 8 (82). С. 99-103.
- Клюшина Е. В. Выставочная деятельность общества «XX»: значение и особенности // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2016. № 25. С. 114-126.
- Клюшина Е. В. Вступительное слово // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2016. № 25. С. 5-6.
- Клюшина Е.В Логогрифический метод Фернана Кнопфа на примере анализа «I lock my door upon myself» // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2016. № 6. С. 523-531.
- Клюшина Е. В. Общество «XX» и его роль в сложении бельгийского авангарда // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2015. № 4. С. 42-54.
- Клюшина Е.В. Иллюстрированный журнал «L’Assiette au beurre» и его образно-художественное своеобразие // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Тезисы докладов международной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет; Московский государственный университет. 2011. С. 82-83.
- Клюшина Е.В. Особенности французской периодической печати конца XIX – начала XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 61. С. 124-130.
- Клюшина Е.В. Альбер Робида – график // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 63-1. С. 133-141.
- Клюшина Е.В. Французская периодическая печать конца XIX – начала XX в. // Университетский историк. альманах. Санкт-Петербург, 2007. С. 269-279.
- Клюшина Е.В. Каран д’Аш: творческий портрет // В сборнике: Материалы XXXVI Международной филологической конференции. Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. 2007. С. 49-52.
- Клюшина Е.В. Эдвард Мунк и Теофиль-Александр Стейнлен // В сборнике: Университетский историк. Альманах. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2005. С. 245-257.
Методические пособия:
Клюшина Е. В. Учебная практика (Ознакомительная практика). Методическое пособие. Рекомендации к выполнению контрольных работ для обучающихся бакалавриата направления подготовки 50.03.04 Теория и история искусств. Санкт-Петербург: Издательство СПБГУПТД, 2020.
Научные публикации, подготовленные под научным руководством Е.В. Клюшиной:
Гредасова К.А. Сказочные мотивы и сюжеты в творчестве Маревны // В сборнике: Месмахеровские чтения - 2022. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. Ред.-состав. М.Е. Орлова-Шейнер, Н.Н. Цветкова, А.М. Фатеева, науч. ред. А.И. Бартенев, Г.Е. Прохоренко. Санкт-Петербург, 2022. С. 483-495.
Иванова М.В. Парижский денди в живописи Джеймса Тиссо и его современников // В сборнике: Месмахеровские чтения - 2022. Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. Ред.-состав. М.Е. Орлова-Шейнер, Н.Н. Цветкова, А.М. Фатеева, науч. ред. А.И. Бартенев, Г.Е. Прохоренко. Санкт-Петербург, 2022. С. 522-528.
Страйста-Бурлак Ю. И. Первые керамические опыта Поля Гогена (1886-1887): стилистическая и иконографическая специфика // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. Научно-теоретический журнал. № 1, 2021. С. 47-59.
Топлер Е. С. Проблема интерпретации темы матери и ребенка в творчестве Мари Кассатт // Мир вокруг нас: искусство, культура, традиции, современность. Сборник научных статей, подготовленный по результатам межвузовской студенческой научно-практической конференции, проходившей в СПГХПА им. А.Л.Штиглица в марте 2020 г.
Страйста-Бурлак Ю. И. Истоки керамической скульптуры Поля Гогена // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. Научно-теоретический журнал. Специальный конференц-выпуск «Искусство скульптуры: классика и современность». № 3, 2019. С. 55-63.
Обновлено: 21.04.2023 19:17:13
Версия для печати