28 февраля 2020 г. на факультете культурологии РГГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог II». В конференции приняли участие преподаватели, аспиранты и магистранты российских вузов, культурологи-фрилансеры (репетиторы, блогеры), представители организаций, работающих в сфере культуры (музеи, библиотеки).
Первая часть конференции «Культурологическое образование и профессиональный статус культурологии» была посвящена академическому взгляду на образовательную программу и перспективы трудоустройства выпускников. В данной части конференции выступили представители ведущих вузов, развивающих программу подготовки по направлению «Культурология».
В докладе доктора исторических наук, профессор, заведующей кафедрой истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Галины Зверевой было отмечено, что в университетах всего мира осуществляется подготовка выпускников по направлению «Культурные исследования» (cultural studies), обладающих компетенциями, сходными с формируемыми по направлению «Культурология» в российских вузах. Однако если в зарубежных вузах формируемые компетенции ориентированы на запрос рынка труда, то в российской ситуации запрос работодателя подменяется требованиями бюрократических структур.
В докладе Ольги Астафьевой, доктора филологических наук профессора, директора научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации», заместителя заведующего кафедрой ЮНЕСКО ИГСУ РАНХиГС, «Культуролог в России: теоретик-эксперт и/или культурный политик-практик?» были обозначены два основных способа профессиональной самореализации культуролога. Культурологи могут быть не только носителями экспертного академического знания, но и участниками процессов управления культурой. Для этого им необходимы управленческие компетенции, которые являются на практике обязательными для вхождения в административные структуры.
Анна Ганжа, доцент Школы культурологии НИУ ВШЭ, обозначила социально-психологический аспект культурологического образования и отметила, что образ культурологии как направления академической подготовки в последние годы стал более отчетливым (в первую очередь, именно в представлении самих студентов). Также в докладе подчеркивалось, что культурология воспринимается как высокоэкспертное знание, а программы по направлению «Культурология» в ВШЭ являются востребованными.
В то же время участники конференции отметили, что в российских регионах культурологическое образование сталкивается с большими трудностями. Екатерина Липец, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой теории культуры, этики и эстетики Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону), указала, что несмотря на востребованность выпускников по программе «Культурология» на рынке труда, университеты сталкиваются с отсутствием выделенных бюджетных мест и с неготовностью административных структур (департаментов культуры) взаимодействовать с университетами и брать на работу культурологов.
О неблагополучной ситуации в регионах, в особенности на Дальнем Востоке, говорил и Илья Докучаев, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В своём докладе он отметил сокращение числа кафедр, центров и факультетов, реализующих программу подготовки по направлению «Культурология», количества выпускников и числа выпускников, работающих, согласно нормативным представлениям, по специальности. Докладчик выдвинул в качестве решения данной проблемы предложение выработки профессиональных стандартов для культурологов.
Игорь Кондаков, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ, будучи заместителем председателя экспертного совета ВАК по философии, социологии и культурологии, охарактеризовал состояние академической подготовки и самосознания культурологов на уровне аспирантуры, выявив проблему размытости критериев научности в кандидатских диссертациях по культурологии.
Во второй части конференции «Практическая деятельность культуролога: возможности и ограничения» в режиме круглого стола обсуждались следующие темы:
Репрезентация культуролога и культурологии в медиа. Основой для обсуждения стал доклад Марты Яраловой, аспирантки кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ, в котором автор обозначила проблему некачественности ресурсов, представляющих в медийном пространстве «Культурологию» как знание, а также презентация студентов магистратуры факультета – Дарьи Кандыбы и Марии Евченко, проанализировавших аккаунты в социальных сетях выпускников-культурологов РГГУ.
Индивидуальные профессиональные траектории культуролога. В центре этого обсуждения были доклады кандидата филологических наук Татьяны Воронцовой и аспирантки факультета культурологии Нарине Арутюнян, посвященные профессиональному и «дилетантскому» репетиторству. Виктория Мерзлякова, кандидат культурологии, доцент кафедры социокультурных практик и коммуникаций факультета культурологии РГГУ, в своем докладе расширила понятие репетиторства за счет коучинга и наставничества в более широком контексте – для реализации потребностей в саморазвитии взрослых людей. Евгения Александровна Стерлягова, студентка ИСИ, художник, фотограф, главный редактор fashion-зина GG MSGAZINE, обозначила роль и потенциал культурологической подготовки для участников процессов в поле современного искусства.
Культуролог в учреждениях культуры. В обсуждении этой тематики были поставлены вопросы деятельности культуролога в музее: доклад Светланы Яковлевны Щебровой, лаборанта учебной лаборатории кафедры теории и истории культуры Института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, и выступление преподавателей кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Ирины Захарченко и Ирины Захаровой, осуществляющих совместный проект, объединяющий Музейный центр, Факультет культурологии и Факультет истории искусства РГГУ. Также выступили представители библиотек: Мария Пономаренко, главный библиограф Отдела детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы, и Полина Зайкова, PR-менеджер Центральной городской молодежной библиотеки им. М.А. Светлова, рассказавшие о возможностях культурологов в библиотеках современного типа. В докладе магистрантки факультета – Ольги Щедриной были продемонстрированы подходы к представлению собственных навыков и компетенций выпускниками, имеющими диплом культуролога и ищущими работу в учреждениях культуры.
Также в рамках конференции представитель Департамента культуры г. Москвы Зоя Сергеевна Тараскина представила программу Департамента культуры «Поколение COOL: студенческая практика с наставником» как возможность прохождения студенческой практики в тесном общении с высококвалифицированными специалистами.
Все выступления сопровождались активным обсуждением, в котором, помимо спикеров, участвовали студенты 1, 2 и 3 курсов факультета бакалавриата, а также студенты магистратуры и аспиранты факультета культурологии РГГУ, преподаватели факультета и заинтересованные слушатели.
11–12 декабря 2025 года в Москве прошла Всероссийская научная конференция «XI Аверинцевские чтения». Мероприятие было организовано Свято-Филаретовским институтом и Российским государственным гуманитарным университетом. Первый день работы конференции состоялся в РГГУ, второй — в СФИ.
Центр истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ представил новое справочное издание — словарь «Советская наука в ключевых понятиях эпохи». Книга подготовлена в рамках инициативы «Работа с опытом и проектирование будущего» Десятилетия науки и технологий и призвана помочь читателям осмыслить уникальную архитектуру советской научно-технической системы, элементы которой продолжают влиять на современный научный ландшафт России.
В рамках проекта «Искатели науки» аспирантка МГУ имени М. В. Ломоносова Кьяра Макиевская рассказала, как умение работать в команде, отточенное в театральной студии, помогает ей создавать технологии для облегчения симптомов болезни Паркинсона и создания отечественных нейроимплантов.
19 ноября 2025 года в РГГУ состоялась встреча студентов, аспирантов и молодых учёных с ведущими академиками Российской академии наук — ключевыми участниками формирования гуманитарного знания в России. Мероприятие стало частью масштабной инициативы по развитию научного диалога между академическим сообществом и молодёжью, а также презентацией документального проекта «Диалоги памяти: наука».
В Российском государственном гуманитарном университете эксперты представили научные доклады с предложениями для новой Стратегии национальной политики России до 2036 года.
В сборнике «Отечественная война 1812 года и Ростовский край» впервые изданы письменные источники из нескольких государственных архивов о вкладе административных органов и местных жителей в обеспечение российской армии людскими и материальными ресурсами для победы нашей страны в этом героическом событии.
30 сентября 2025 года в рамках «Петербургского семинара по когнитивным исследованиям» с докладом выступила исполняющая обязанности проректора по международному сотрудничеству РГГУ, профессор В. И. Заботкина. Она представила результаты исследования когнитивных механизмов манипуляции в медиапространстве и ответила на вопросы о противодействии манипуляциям, в том числе с использованием искусственного интеллекта.
На базе Центра знаний «Машук» открылась Первая Всероссийская школа-съезд молодых учёных «Наука и технологии в СССР». Цель проекта — помочь новому поколению исследователей осмыслить советское научное наследие для решения актуальных технологических задач.
18–20 сентября 2025 года состоялась III Всероссийская научная конференция (с международным участием) по истории и культуре Поздней Античности «Закат Древнего мира», организованная кафедрой всеобщей истории исторического факультета РГГУ, Институтом всеобщей истории РАН, Институтом востоковедения РАН и Институтом философии РАН.
В Российском государственном гуманитарном университете состоялось заседание учёного совета, на котором были избраны новые деканы и заведующие кафедрами. В рамках учёного совета были утверждены новые редакции образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, план и отчёт работы учёного совета Университета, принят ряд новых локальных нормативных актов, а также увеличены размеры стипендий.