20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.
Главной целью работы конференции стало выявление перспектив и выработка траекторий работы с историческим материалом в современном цифровом пространстве. В своём приветственном слове и. о. ректора Андрей Логинов так сформулировал главный вопрос, стоящий перед научным сообществом:
«Интернет активно вторгся в нашу жизнь, а информация распространяется в невероятных масштабах. Сегодня достаточно нажать несколько кнопок, чтобы удовлетворить свои информационные потребности, проблема информационного голода на сегодня решена, однако возникает другой важный вопрос – насколько нам удастся в новых информационных условиях сохранить то, что является основой исторических исследований?»
В условиях стихийного развития информационного пространства вновь важной и актуальной становится проблема сохранения исторической истины. По словам Андрея Логинова, в научном сообществе историков активно используются формулировки «интерпретации» и «репрезентации» исторического знания, но за этой терминологией скрывается один вопрос: «как сохранить историческую правду?». И.о. ректора также озвучил определение исторической правды как «знания о прошлом, добытые научным путём», предложенное Сергеем Нарышкиным, председателем Российского исторического общества.
Сегодня к работе с цифровым пространством активно привлекаются историки, поэтому одним из факторов, который влияет на это пространство, становится историческое образование. Оно как формирует будущих специалистов, готовых к работе с цифровыми инструментами, так и определяет круг базовых знаний у непрофессионалов, которые обращаются к историческим темам.
Актуализируя эту проблему, Ефим Пивовар, научный руководитель РГГУ, отметил:
«Историческое образование не только влияет, но и определяет и даже производит информационное пространство. В первую очередь, оно предоставляет прагматические подходы для решения проблем, возникающих в работе с информационным пространством. И то, и другое подвижно, развивается и требует ресурсов. Мы должны учитывать эти процессы в системе, в совокупности».
Перед профессиональным сообществом признаётся необходимость активного вовлечения в работу с цифровым пространством, однако вместе с этим возникают и новые вызовы. Резко возросшая в последнее время популярность искусственного интеллекта заставляет обратиться к проблемам применения его на историческом материале.
Осмысление этих вопросов происходит с начала 21 века, однако, как отметила Ольга Павленко, проректор по научно-проектной работе, сохраняется глобальная проблема:
«До сих пор нельзя провести линии применения искусственного интеллекта, соответствующие этике и методологии историков».
Несмотря на большие перспективы применения ИИ, его работа несовершенна, цифровая система может создавать ранее не существовавшее знание, дописывать недостающее места в рукописи, ссылаться на несуществующие источники и литературу. В решении этих вопросов российское сообщество историков не отказывается от использования мирового опыта и импорта методологии и достижений в этой области, однако нередко в опыте зарубежных исследователей отмечаются глубокие сбои, причиной которых становятся сдвиги в современной геополитической ситуации, политизация современного исторического контекста и главное – информационная повестка.
Опыт работы научно-практической конференции показал плодотворность взаимодействия специалистов различных областей для достижения наиболее эффективных путей развития научных проектов. Эта тенденция нашла отражения и в принятой на заседании концепции будущей программы дополнительного образования, которая откроется на базе РГГУ и будет нацелена на подготовку специалистов, обладающих компетенциями для решения задач в сфере цифровых коммуникаций и процессов распространения знания в современных условиях. Ещё одним из главных результатов работы площадки стала презентация проекта цифрового портала с применением нейросетей, целью которого станет аккумулирование достижений современной исторической науки и их популяризация. Проект был разработан совместно специалистами Института информационных науки и технологий безопасности и Историко-архивного института РГГУ, и по результатам конференции были определены основные перспективы его развития на площадке Университета.
Текст: Департамент коммуникаций РГГУ
Фото: Александра Кучерова, Департамент коммуникаций РГГУ
20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.
7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».
Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.