РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ





Захарченко Ирина Николаевна

Захарченко Ирина Николаевна

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат исторических наук, доцент

Биографические сведения

В 1982 г. окончила исторический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, специальность "историк, преподаватель со знанием иностранного языка".
В 1991 г. защитила диссертацию на тему "Исторические взгляды М.И.Туган-Барановского" на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Преподавательская деятельность - с 1994 г.
В РГГУ с 2006 г. (внешний совместитель), с 2014 г. - штатный преподаватель кафедры истории и теории культуры факультета культурологии, а также штатный совместитель на кафедре теории и истории искусства факультета истории искусств.

Научно-педагогическая деятельность

Преподаваемые дисциплины:
  • Визуальные исследования
  • Цифровая культура
  • Теории и практики современного искусства
  • Медиа репрезентации современной художественной культуры
  • История художественной культуры XIX - начала XXI вв.
  • Художественная культура Европы XIX - начала XXI вв.
  • Всеобщая история искусств

Сфера научных интересов

Исследования в области визуальной культуры, теории образа, цифровой культуры, медиа культуры, современного искусства, цифрового искусства.

Публикации

  1. Художественный язык изобразительных искусств и архитектуры. Учебное пособие. М., Социум, 1997.
  2. Художественный язык пространственных искусств как средство выражения мировидения человека // Сб.: Культура в меняющемся мире. М., Социум, 1999. 
  3. К проблеме синтеза пространственных искусств // Сб.: Культура в меняющемся мире. М., Социум, 1999.
  4. К проблеме художественного образа в живописи авангарда // Сб.: Грани культуры: Над чем размышляют, о чем спорят культурологи. М., 2003.
  5. Проблема организации образного дискурса «Пользователь – Интеллектуальный Виртуальный Коммуникант» // LIX научная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2004. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  6. Интеллектуальный виртуальный коммуникант: эмоциональная специфика высказываний // 7-я ежегодная международная конференция «Информатизация для всех: культура и технологии Информационного общества». EVA 2004, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  7. Эмоциональные аспекты дискурса в технологии виртуальной реальности в проблеме формирования базы знаний // LX научная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2005. . (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  8. Технология виртуальной реальности: эмоциональные аспекты дискурса // 8-я ежегодная международная конференция «Информатизация для всех: культура и технологии Информационного общества». EVA 2005, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  9. Проблемы формирования дискурса с учетом «эмоциональных состояний» интеллектуального виртуального коммуниканта // 9-я ежегодная международная конференция «Культура и технологии информационного общества. Век ХХI». EVA 2006, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  10. Подход к оценке эмоциональных характеристик для формирования реакций интеллектуального виртуального коммуниканта // LXIнаучная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2007. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  11. Художественный музей и культурные трансформации современного общества // Сб.: Культурные трансформации в информационном обществе. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. 
  12. Художественный музей как храм современной культуры: Новые веяния в архитектуре и экспозиционной практике ХХ столетия. // Эл. публикация http://sociologist.nm.ru/articles/museum.htm 
  13. Воображаемый музей А.Мальро как пространство культурно-исторической памяти // Сб.: Искусство как сфера культурно-исторической памяти. М.: Изд-во РГГУ, 2008.
  14. Свет как фактор формирования «музея без стен»: к вопросу о современной музейной архитектуре // Сб.: Визуальные стратегии в искусстве: Свет, тень, отражение. М.: Изд-во РГГУ, 2008. 
  15. Теоретические аспекты формирования культурной политики Франции в первые годы V Республики // Знание. Понимание. Умение. 2008, № 4.
  16. Воображаемый музей А.Мальро в пространстве современной культуры // Мир музея. 2008, № 4. 
  17. Воображаемый музей: А. Мальро о судьбах искусства в современной культуре // Вопросы культурологии, 2008, № 10. 
  18. Виртуальная реальность: человек и знание. Телекоммуникационные проблемы // 11-я ежегодная международная конференция «Информационное общество, культура, образование» EVA 2008, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  19. Формирование эмоций виртуального интеллектуального коммуниканта на основе оценки ситуации и его имплицитных представлений. // 12-я ежегодная международная конференция «Информационное общество, культура, образование» EVA 2009, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  20. Виртуальная реальность в проблемах культуры // 13-я ежегодная международная конференция «Информационное общество, культура, образование» EVA 2011, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  21. Формирование баз знаний оцененных эмоциональных состояний // LXII Iнаучная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2011. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  22. К проблеме визуальных стратегий европейского искусства 1960-х гг.: парижская группа GRAV // Сб.: Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве и методы их исследования. М.: Изд-во РГГУ, 2011.
  23. Группа GRAV: к проблеме визуальных стратегий европейского искусства 1960-х гг. // Эл. журнал http://articult.rsuh.ru/article.html?id=1662326 
  24. Послевоенная геометрическая абстракция: Научные основания творческих поисков // Научное искусство: Материалы I Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: МИЭЭ, 2012. (В соавторстве с Ю.В.Подураевым).
  25. Робототехника и компьютерные видеотехнологии: Поиск решений в композициях древнерусской иконографии // Научное искусство: Материалы I Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: МИЭЭ, 2012. (В соавторстве с Ю.В.Подураевым).
  26. Наука – Искусство – Технологии. Учебное пособие. М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2013. (В соавторстве с Ю.В.Подураевым). 
  27. К вопросу о научных основах формирования художественных стратегий в европейском искусстве 1950-1960-х гг.: творчество Ф.Морелле // Особенности развития техник и технологий в современном изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне: Сборник научных статей из серии «Искусство и наука в современном мире». Вып. 1. Ярославль: Филигрань, 2014. 
  28. Живописный квадрат как пространство визуальных экспериментов: Й.Альберс и В.Вазарели // Произведение искусства как документ эпохи: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ). В 2-х ч. Часть 2. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, БуксМАрт, 2015. 
  29. Трансформация художественного сознания в век компьютерных технологий // Знание. Понимание. Умение. 2015.№ 3.
  30. Художественные стратегии оп-арта в интеллектуальной истории ХХ века // Преподаватель ХХI век. Общероссийский журнал о мире образования. 2015. № 3.
  31. Художественные проекты Олафура Элиассона в контексте современной экологической эстетики // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3. 
  32. Цифровые презентации искусства в контексте мультимедийных экспозиций: проблемы восприятия // Вестник РГГУ. История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 6 (27). 
  33. Культура и искусство первой половины ХХ века. // Всемирная история: Т. 6 : Мир в ХХ веке : эпоха глобальных трансформаций: Кн.1 / отв. ред. А.О.Чубарьян. М. : Наука. 2017. (с.142-174) 
  34. История искусства в границах визуального архива: Аби Варбург и Андре Мальро / Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. 
  35. Атлас как визуальный образ культурной памяти: концепция Ж.Диди-Юбермана // Вестник РГГУ, Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019, № 8. 
  36. Атлас Г.Рихтера: стратегии репрезентации современных визуальных практик // Вестник РГГУ, Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020, № 8.    
  37. Art versus stunt: Art as stunt in John Lanchester’s Capital // Popova I., Zakharchenko I. Footpath: A Journal of Contemporary British Literature in Russian Universities. 2020. № 13. С. 67-73.
  38. Природа образа в технологическом искусстве середины ХХ в.: светокинетические эксперименты Фрэнка Малины // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 4. С. 110-125. (соавт. О.М.Щедрина).
  39. ветокинетическое искусство Фрэнка Малины в дискурсивном пространстве экраннной культуры // Наука телевидения. 2021. Т. 17. № 3. С. 52-71. (соавт. О.М.Щедрина).
  40. Художественная визуализация цифровой памяти в современном медиаарте // Артикульт. 2023. № 4 (52). С. 33-46. (соавт. О.М.Щедрина).
  41. Антропология образа: пространство, тело, воображение // В кн.: Визуальный образ и его медиум: культурные контексты и интерпретации. Викулина Е.И., Гавришина О.В., Захарченко И.Н., Кондаков И.В., Малкина В.Я., Мартынова Д.О., Носов П.А., Плужник В.В., Рейфман Б.В., Шматова Г.А., Щедрина О.М., Яценко С.А. Москва, 2023. С. 81-91.
  42. Предисловие // В кн.: Визуальный образ и его медиум: культурные контексты и интерпретации. Викулина Е.И., Гавришина О.В., Захарченко И.Н., Кондаков И.В., Малкина В.Я., Мартынова Д.О., Носов П.А., Плужник В.В., Рейфман Б.В., Шматова Г.А., Щедрина О.М., Яценко С.А. Москва, 2023. С. 7-9. (соавт. О.М.Щедрина).
  43. Введение. Визуальный образ в медийном измерении: подходы к изучению // В кн.: Визуальный образ и его медиум: культурные контексты и интерпретации. Викулина Е.И., Гавришина О.В., Захарченко И.Н., Кондаков И.В., Малкина В.Я., Мартынова Д.О., Носов П.А., Плужник В.В., Рейфман Б.В., Шматова Г.А., Щедрина О.М., Яценко С.А. Москва, 2023. С. 11-22. (соавт. О.М.Щедрина).

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Ученый секретарь диссертационного совета 24.2.366.09 (по культурологии), член АИС

Ещё из разделов

З  / Кафедра кино и современного искусства  / Кафедра истории и теории культуры  / 


Возврат к списку