22 декабря в РГГУ состоялся круглый стол «Гуманитарное измерение политики России в отношении малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», в рамках которого ученые обсудили задачи по сохранению языков, культуры и традиций народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Мероприятие проходило в рамках реализации проекта «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНСС и ДВ)».
В работе круглого стола приняли участие представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНСС и ДВ), а также академических институтов – соавторов Интерактивного атласа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Модератором дискуссии выступила первый проректор - проректор по научной работе РГГУ Ольга Павленко.
Ольга Вячеславовна приветствовала участников круглого стола, подчеркнув значимость дискуссии по подведению итогов первого этапа реализации проекта Интерактивного атласа для продолжения дальнейшей комплексной работы.
Для команды проекта важно, что первый этап реализации завершился успешно. У нас получился прототип Интерактивного атласа, который мы уже представили Министерству науки и высшего образования России и получили положительную оценку
— Ольга Павленко, первый проректор - проректор по научной работе РГГУ
Первый проректор - проректор по научной работе добавила, что на втором этапе реализации Интерактивного атласа РГГУ продолжит работу с Минобрнауки РФ и академическим сообществом.
В ходе дискуссии было сказано о необходимости создания англоязычной версии Интерактивного атласа для расширения географии пользователей.
Академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков в рамках своего доклада «”Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры”: итоги реализации первого этапа проекта» рассказал о проделанной работе по созданию атласа. Он отметил, что Интерактивный атлас должен отражать образ жизни народов, их быт и культуру.
Атлас должен быть приближен к жизни. Необходимо фиксировать и отражать быт коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
— Валерий Тишков, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН
Президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ Григорий Ледков выступил с докладом «Об учете мнения представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в рамках разработки Интерактивного атласа» и обратил внимание коллег на роль общественного движения в продвижении учета мнения коренных народов и собственной позиции в вопросах, где затрагиваются интересы коренных малочисленных народов, в том числе в сохранении языков и культуры народов Севера России.
Значимая работа ведётся нашими общественными Советами, созданными при Ассоциации. Это Молодежный Совет, Деловой Совет и, конечно же, Совет Старейшин. Они представляют нас не только на российском уровне, но и на международном - в Арктическом совете, в ООН, где рассказывают о том, как продолжают жить традиционные знания и виды деятельности народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
— Григорий Ледков, президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ
Вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Нина Вейсалова высоко отметила совместную работу Ассоциации и научного сообщества в ходе составления Интерактивного атласа.
Совместная работа академического сообщества и носителей культуры и языков уникальна опытом создания проекта, который максимально достоверно представит информацию о народах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Интерактивный атлас является одним из лучших совместных работ в сфере сохранения и популяризации культуры и языков, так как в его формировании активно задействованы сами носители культуры народов Севера
— Нина Вейсалова, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
В ходе круглого стола были заслушаны доклады, посвященные социально-антропологическим подходам к изучению культурного наследия КМНСС и ДВ, особенностям этнографического измерения Арктики и лингвистическому разнообразию языков малочисленных народов.
Особое внимание было уделено сохранению уникальных языков. Так, в рамках доклада «Современное состояние и задачи по сохранению языков КМНСС и ДВ: 2021-2024 гг. (на примере нганасанского, эвенкийского, тундрового ненецкого, кильдинского саамского и шорского языков)» старший научный сотрудник Сектора ареальной лингвистики Института языкознания РАН Юрий Коряков рассмотрел основные причины исчезновения языков и предложил меры по их сохранению.
Докладчиком было предложено создавать, поддерживать и развивать многоязычное образование в детских садах и школах, организовывать языковые клубы носителей языка, а также активно заниматься переводом книг, фильмов, мультфильмов и песен.
Сохранить языки народов также помогут новые технологии. Например, создание и развитие компьютерных инструментов, связанных с изучением языков. Это могут быть программы для проверки орфографии, по анализу и синтезу речи, переводчики и раскладки клавиатуры
— Юрий Коряков, старший научный сотрудник Сектора ареальной лингвистики Института языкознания РАН
В рамках программы круглого стола докладчики также обсудили результаты анализа сетевых характеристик коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в социальной сети «ВКонтакте», а также промышленные, климатические и потребительские факторы давления на среду обитания народов.
В мероприятии приняли участие:
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.