29 сентября в РГГУ прошла международная научная конференция «Данте в России и в мире. К 700-летию со дня смерти», в рамках которой ученые обсудили значимость творчества Данте Алигьери в мировой литературе и искусстве.
В мероприятии принимали участие ученые университетов Венеции, Тренто и Пизы, а также ведущих вузов России.
Работа конференции началась со вступительного слова проректора по непрерывному образованию, директора Института филологии и истории РГГУ Павла Шкаренкова.
«Очень приятно сегодня от имени ректора Российского государственного гуманитарного университета Александра Безбородова приветствовать участников конференции. Для нас большая честь принимать участие совместно с Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН и Итальянским институтом культуры в Москве в организации конференции такого уровня», — сказал Павел Петрович.
Проректор отметил, что для РГГУ большая гордость видеть, как Российско-итальянский учебно-научный центр за годы своего существования стал крупным центром итальянистики в России.
Директор Итальянского института культуры в Москве Даниела Рицци подчеркнула роль международных научно-образовательных конференций для сотрудничества наших стран.
«Нам удается выстраивать диалог между Россией и Италией, что позволяет расширять научные горизонты как для итальянских, так и для российских исследователей итальянской культуры и литературы», — добавила директор института.
Профессор итальянской литературы в университете Тренто Клаудио Джунта в докладе «На что обратить внимание при (повторном) чтении “Комедии”» (A che cosa fare attenzione quando (ri)leggiamo la Commedia) рассмотрел методы изучения текста «Божественной комедии» в Италии, указав на плюсы и минусы классического подхода. В ходе выступления был предложен альтернативный вариант выбора и анализа песен поэмы.
На заседании с докладами выступили преподаватели Российско-итальянского учебно-научного центра РГГУ, МГУ и Института языкознания РАН.
Доцент Российско-итальянского учебно-научного центра РГГУ Ольга Гуревич представила доклад «Данте за колючей проволокой», в котором акцентировала внимание на анализе литературных произведений, дневников и писем итальянских заключенных во время Второй мировой войны.
Она подчеркнула, что в письмах отчетливо прослеживается идея о том, что «Божественную комедию» по своей структуре можно сравнить с тюремным заключением.
«Если собрать воедино все эти размышления, получается «Новая божественная комедия», где Ад — лагерь, Чистилище — время от освобождения до заключения, а Рай так и остается недостигаемым», - пояснила доцент центра.
В докладе «Данте как учитель жизни: Франко Нембрини и о. Георгий Чистяков о Данте» профессор Российско-итальянского учебно-научного центра РГГУ Анна Топорова рассказала, почему Данте — это учитель жизни, а «Божественная комедия» — неисчерпаемый источник человеческих ситуаций и историй, помогающих сделать правильный выбор, определить ориентир на жизненном пути в восприятии итальянского педагога Франко Нембрини и русского филолога, историка и священника о. Георгия Чистякова.
Доцент Российско-итальянского учебно-научного центра РГГУ Людмила Сабурова представила доклад «Рецепция творчества Данте в «Американских лекциях» И. Кальвино».
После дискуссионной части научной конференции в РГГУ открылась выставка «Данте Алигьери, Карло Коллоди — памятные даты», посвященная художественному оформлению произведений Данте и К. Коллоди.
Открывая мероприятие, и.о. проректора по международной деятельности Вера Заботкина выразила благодарность организаторам за внимание к творчеству итальянских мыслителей.
«Выставка «Данте Алигьери, Карло Коллоди - памятные даты» — это графическое оформление мыслей и идей великих писателей. Надеюсь, что все наши студенты, преподаватели и гости университета смогут насладиться этими богатствами», — отметила Вера Ивановна.
Организаторами конференции выступили Российско-итальянский учебно-научный центр РГГУ, Итальянский институт культуры в Москве и Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.
Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы», в котором опубликованы научные исследования, основанные на анализе источников отечественной и зарубежной истории.
27 ноября 2024 г. в рамках IV Конгресса молодых учёных прошла сессия «Наука в переходный период: выбор пути», организованная усилиями Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.
Учёные и популяризаторы науки из разных регионов России рассказали о ярких проектах, связанных с историей науки и науковедением.
24 октября 2024 г. в рамках Дней студенческой науки в РГГУ СНО «Клуб по итальянистике» организовал лекцию кандидата философских наук, члена редакционно-издательского совета «Российской Католической энциклопедии» Ивана Владимировича Лупандина.