10 февраля в РГГУ состоялась III Общероссийская конференция «Устойчивое развитие России: роль гуманитарного образования», посвященная основам социально-экономического развития страны.
Модератором мероприятия выступила заведующая кафедрой мировой экономики РГГУ Елена Зенкина.
Открывая конференцию, Елена Вячеславовна выразила благодарность участникам за проявленный интерес к теме устойчивого развития России.
«Я рада приветствовать всех участников конференции, посвященной особенностям устойчивого развития России. Сегодня мы совместно обсудим проблемы правового обеспечения развития РФ, а также попробуем определить роль гуманитарного образования в модернизации нашей страны»
— отметила Елена Зенкина.
Участниками конференции стали ученые Финансового университета при Правительстве РФ, Московского городского педагогического университета, эколого-просветительского центра «Воробьевы горы», МГИМО, МГУ им. М.В. Ломоносова, РАН и РГГУ.
Представители научного сообщества вынесли на обсуждение такие темы, как гуманитарное образование в целях устойчивого развития, безопасность образовательного пространства вузов как фактор устойчивого развития России, правовое обеспечение устойчивого развития, ESG-критерии устойчивого развития.
Член-корреспондент Российской академии наук Владимир Захаров в рамках своего доклада «Образование для устойчивого развития: ценностные ориентиры» озвучил концепцию развития и выделил такие проблемы на пути ее реализации, как межгосударственные отношения, в частности, различные приоритеты стран.
Кроме того, были рассмотрены общие направления развития страны и основы социально-экономического продвижения.
В ходе дискуссии заведующий кафедрой экономики и природопользования экономического факультета МГУ Сергей Бобылев выступил с докладом «Образование и устойчивое развитие: новые вызовы».
По словам ученого, оказываемая на планету нагрузка стала настолько значительной, что исследователи говорят о том, что Земля, возможно, вступает в совершенно новую геологическую эпоху – антропоцен, или эпоху человека.
«Это означает, что мы будем первыми людьми, которые будут жить в эпоху, определяемую нашим выбором, в которой доминирующим риском нашего выживания оказываемся мы сами»
— пояснил Сергей Бобылев.
Кроме того, докладчик обратил внимание коллег на преимущества устойчивого развития. В их числе благосостояние (в контексте устойчивости) или традиционный экономический рост, максимизация финансовых результатов, производства и потребления, а также рыночный фундаментализм.
Особый интерес вызвал доклад «Образование в интересах устойчивого развития как практика форсайта» начальника эколого-просветительского центра «Воробьевы горы» Екатерины Колесовой. Научная работа была посвящена особенностям устойчивого развития в стране. В частности, речь шла об отсутствии политической заинтересованности в широком продвижении исследуемой темы.
На конференции также прозвучали доклады, посвященные потенциалу ESG-повестки в современном развитии, концепции устойчивого развития России в социально-философском дискурсе, роли иностранных компаний в устойчивом развитии российских территорий, а также цифровым технологиям и технологиям искусственного интеллекта в сфере образования.
Мероприятие было организовано Институтом экономики, управления и права РГГУ.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика» (дайджест №1 за 2025 год), в котором публикуются материалы, посвящённые изучению устных традиций и ритуальных практик, архаической мифологии и её модификаций в Новейшее время, а также рассмотрению данных проблем в междисциплинарном поле.
Открыта регистрация на конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных на тему устойчивого развития, инвестиций и финансовых рисков в рамках Финатлон форума.
18 февраля 2025 г. на заседании Научно-экспертного совета РГГУ состоялась защита отчётов по итогам реализации научно-исследовательских проектов в рамках конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ».
20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.
17 февраля в Российском государственном гуманитарном университете стартовала XVII Московская Международная Историческая Модель ООН РГГУ 2025, призванная максимально точно воссоздать работу основных органов и специальных учреждений ООН в рамках школ и вузов.
7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».
Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов, профессор РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».