24 октября в РГГУ начала работу первая межвузовская Школа молодых учёных "Наука в истории: эволюция научной мысли, идеи и авторы". Участниками Школы стали студенты, магистранты и аспиранты из разных вузов России, в числе которых Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Вологодский государственный университет и Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, а также ведущие вузы столицы.
Приветственное слово от имени ректората произнес начальник Управления по научной работе Николай Борисов. Председатель оргкомитета и Совета молодых ученых РГГУ Евгения Долгова поздравила организаторов и участников с началом работы первой Школы молодых ученых РГГУ и отметила, что работа по развитию проекта и вовлечению большего количества юных исследователей будет продолжаться и в дальнейшем. Кроме того, с приветственным словом выступили члены организационного комитета – Ольга Валькова и Андрей Володин, а также ответственный секретарь мероприятия – Валерия Слискова.
В течение двух дней работа осуществлялась в рамках секций «Наука как социальный проект», «Техническое знание в общественном восприятии», «Прикладная польза философии» и «Междисциплинарные подходы в исторических исследованиях». Участники обсуждали такие вопросы, как популяризация научного знания, становление системы науки и образования, развитие техники и история медицины.
Также в рамках мероприятия были проведены открытые лекции ведущих специалистов по истории науки, военной истории и информационным технологиям в исторических исследованиях.
24 октября с лекцией «Научная биография учёного: гендерный аспект», посвященной первой женщине-ученому, выступила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. Вавилова РАН Ольга Валькова. Кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической информатики МГУ им. Ломоносова Андрей Володин рассказал участникам и гостям Школы о роли цифрового поворота в исторической науке. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России новейшего времени РГГУ Алексей Киличенков провел интерактивную лекцию, в которой на примере танковых вооружений раскрыл понятие «ментального противоборства» в период Второй мировой войны.
25 октября состоялась открытая лекция «Междисциплинарная триангуляция на примере исследования научного сообщества раннесоветского периода», автор которой – Евгения Долгова – рассказала о применении социологических методов в исторических исследованиях. Продолжением разговора о научном сообществе стало выступление доктора исторических наук и сотрудника Института российской истории РАН Виталия Тихонова с лекцией «Понедельник начинается в субботу: социальная история советской науки в 1950-1970-е гг.».
Завершила второй день работы Школы телелекция, организованная совместно с Марией Федоровой-Варден, сотрудником Колледжа Макалистер (США), которая рассказала о грантовой программе Fulbright, об устройстве академической системы Соединенных Штатов, магистерских и аспирантских программах, а также поделилась собственным опытом обучения и работы в университетах США.
26 октября участники Школы молодых ученых посетили Музей русского зарубежья, экскурсию в который была организована оргкомитетом совместно с Домом русского зарубежья им. А. Солженицына.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.