Поиски, угрозы и перспективы, стоящие перед обществом в эпоху турбулентности, обсудили участники XIX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Социологический нарратив 2020», состоявшейся 15 мая в режиме онлайн.
«Важно, что в этом знаковом мероприятии наравне со студентами принимают участие их наставники, - отметила в приветственном слове декан социологического факультета Наталия Великая. – Зачастую для преподавателя путь в науку начинается именно так. Я хорошо помню одну из своих первых научных конференций в Новосибирске, она проходила в середине 80-х годов, еще при Советском Союзе. Многие люди, с которыми я там познакомилась, сегодня работают в известных исследовательских центрах России, так что это и путь в профессиональную деятельность. Именно здесь у выступающих, у тех, кто презентует доклады и проекты, есть возможность не только протестировать и проэкзаменовать свои знания, умения, навыки, но и обсудить результаты своего труда, поспорить, подискутировать, увидеть новые аспекты, которые прежде оставались за пределами внимания.
Мы тоже учимся вместе со своими студентами. Классический учебный процесс не всегда позволяет выслушать вас, поспорить с вами в полном объеме, а формат конференции такую возможность дает. Настоящая наука навсегда останется полем дискуссии. Поэтому я призываю не бояться высказывать свои мнения, даже самые радикальные, отстаивать свою точку зрения в ответ на аргументы даже самых маститых ученых. Для нас это тоже своеобразный опыт, и мы на этих конференциях наблюдаем много новых интересных идей, мыслей, подходов к изучению отдельных социальных феноменов. В этом и есть смысл науки, только так она и развивается».
Научный руководитель социологического факультета, член-корреспондент РАН Жан Тощенко, обращаясь к студентам, напомнил, что конференция проходит уже в 19-й раз. За это время в ней приняли участие около тысячи студентов, многие из которых стали впоследствии аналитиками, сотрудниками научных центров, преподавателями. «Апробирование идей в подобном формате помогает мыслить более обстоятельно, глубоко, учиться делать выводы, - подчеркнул Жан Терентьевич. - Это обязательно пригодится вам в будущем для расширения профессиональных компетенций».
Работа конференции состояла из трех секций. В первой из них, «Трансформация социально-экономической сферы общества и трудовых отношений в контексте глобализации», докладчики рассмотрели такие проблемы, как расширение цифрового потребления в российских реалиях, управление проектами как элемент в сфере консультирования, авторское право и проблема интернет-пиратства на примере прослушивания музыки, профессиональный состав фриланса в России, Европе и мире, особенности и проблемы в формировании профессиональной идентичности среди юристов.
Другая категория проблем касалась социально-профессионального статуса врача в современной России, доступности медицинских услуг в сельской местности, необходимости расширения нижней возрастной границы в ряде социологических исследованиях в пространстве городских агломераций, риски предпенсионного возраста.
Секция «Трансформация культуры и ценностей в глобальном мире» оказалась ориентирована на молодежь. Были затронуты вопросы самоопределения российских студентов в категориях религиозного и духовного, а также влияние религиозности на базовые ценности руководителей, культурно-просветительская функция цифровых медиа (на примере YouTube-канала «вДудь»), позиционирование рок-групп на интернет-платформах, парадоксы религиозных практик московских студентов, стереотипы и нарушение социальных ритуалов общения на сайтах знакомств (Badoo).
Той же возрастной категории была посвящена секция «Проблема молодежи и образования в современном мире». Докладчики представили характеристику социально-политической активности молодежи России, провели сравнительный анализ самопрезентации московских студентов в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook, изучили представления студентов о гендерных ролях в современной российской семье, оценили уровень их финансовой грамотности и стремление изучать иностранные языки.
У преподавателей отдельный интерес вызвали доклады, посвященные угрозам и рискам, связанным с цифровизацией высшего образования, проблемами проведения профориентационной работы со школьниками и студентами, а также перспективами преподавания в условиях, когда сама система высшего образования неуклонно и не всегда предсказуемо трансформируется.
По итогам конференции будет опубликован сборник материалов. Статьи из него планируется включить в базу данных РИНЦ.
Организатор: Социологический факультет РГГУ (председатель оргкомитета - доцент Роман Анисимов).