Поиски, угрозы и перспективы, стоящие перед обществом в эпоху турбулентности, обсудили участники XIX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Социологический нарратив 2020», состоявшейся 15 мая в режиме онлайн.
«Важно, что в этом знаковом мероприятии наравне со студентами принимают участие их наставники, - отметила в приветственном слове декан социологического факультета Наталия Великая. – Зачастую для преподавателя путь в науку начинается именно так. Я хорошо помню одну из своих первых научных конференций в Новосибирске, она проходила в середине 80-х годов, еще при Советском Союзе. Многие люди, с которыми я там познакомилась, сегодня работают в известных исследовательских центрах России, так что это и путь в профессиональную деятельность. Именно здесь у выступающих, у тех, кто презентует доклады и проекты, есть возможность не только протестировать и проэкзаменовать свои знания, умения, навыки, но и обсудить результаты своего труда, поспорить, подискутировать, увидеть новые аспекты, которые прежде оставались за пределами внимания.
Мы тоже учимся вместе со своими студентами. Классический учебный процесс не всегда позволяет выслушать вас, поспорить с вами в полном объеме, а формат конференции такую возможность дает. Настоящая наука навсегда останется полем дискуссии. Поэтому я призываю не бояться высказывать свои мнения, даже самые радикальные, отстаивать свою точку зрения в ответ на аргументы даже самых маститых ученых. Для нас это тоже своеобразный опыт, и мы на этих конференциях наблюдаем много новых интересных идей, мыслей, подходов к изучению отдельных социальных феноменов. В этом и есть смысл науки, только так она и развивается».
Научный руководитель социологического факультета, член-корреспондент РАН Жан Тощенко, обращаясь к студентам, напомнил, что конференция проходит уже в 19-й раз. За это время в ней приняли участие около тысячи студентов, многие из которых стали впоследствии аналитиками, сотрудниками научных центров, преподавателями. «Апробирование идей в подобном формате помогает мыслить более обстоятельно, глубоко, учиться делать выводы, - подчеркнул Жан Терентьевич. - Это обязательно пригодится вам в будущем для расширения профессиональных компетенций».
Работа конференции состояла из трех секций. В первой из них, «Трансформация социально-экономической сферы общества и трудовых отношений в контексте глобализации», докладчики рассмотрели такие проблемы, как расширение цифрового потребления в российских реалиях, управление проектами как элемент в сфере консультирования, авторское право и проблема интернет-пиратства на примере прослушивания музыки, профессиональный состав фриланса в России, Европе и мире, особенности и проблемы в формировании профессиональной идентичности среди юристов.
Другая категория проблем касалась социально-профессионального статуса врача в современной России, доступности медицинских услуг в сельской местности, необходимости расширения нижней возрастной границы в ряде социологических исследованиях в пространстве городских агломераций, риски предпенсионного возраста.
Секция «Трансформация культуры и ценностей в глобальном мире» оказалась ориентирована на молодежь. Были затронуты вопросы самоопределения российских студентов в категориях религиозного и духовного, а также влияние религиозности на базовые ценности руководителей, культурно-просветительская функция цифровых медиа (на примере YouTube-канала «вДудь»), позиционирование рок-групп на интернет-платформах, парадоксы религиозных практик московских студентов, стереотипы и нарушение социальных ритуалов общения на сайтах знакомств (Badoo).
Той же возрастной категории была посвящена секция «Проблема молодежи и образования в современном мире». Докладчики представили характеристику социально-политической активности молодежи России, провели сравнительный анализ самопрезентации московских студентов в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook, изучили представления студентов о гендерных ролях в современной российской семье, оценили уровень их финансовой грамотности и стремление изучать иностранные языки.
У преподавателей отдельный интерес вызвали доклады, посвященные угрозам и рискам, связанным с цифровизацией высшего образования, проблемами проведения профориентационной работы со школьниками и студентами, а также перспективами преподавания в условиях, когда сама система высшего образования неуклонно и не всегда предсказуемо трансформируется.
По итогам конференции будет опубликован сборник материалов. Статьи из него планируется включить в базу данных РИНЦ.
Организатор: Социологический факультет РГГУ (председатель оргкомитета - доцент Роман Анисимов).
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.
Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы», в котором опубликованы научные исследования, основанные на анализе источников отечественной и зарубежной истории.
27 ноября 2024 г. в рамках IV Конгресса молодых учёных прошла сессия «Наука в переходный период: выбор пути», организованная усилиями Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.