28 января в РГГУ состоялось открытие международной археологической конференции «Вещь в контексте погребального обряда». Она является продолжением серии конференций, организованных научными учреждениями Петербурга, Москвы и городов Урала.
«Наша цель – не публикация полевых материалов, а научные обобщения, обсуждение проблем, которым можно дать новые интерпретации, - отметила в приветственном слове старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН Марина Килуновская. - Когда мы проводили раскопки могильников и курганов, иногда оказывалось, что 95% из них разграблены. Было ощущение, что это связано не просто с добычей каких-то сокровищ, а с определенными постпогребальными действиями родственников. Мы решили посвятить этой теме первую из наших конференций «Археология древних ограблений и символических захоронений». Вторая конференция называлась «Древние некрополи: погребально-поминальная обрядность, погребальная архитектура и планиграфия некрополей», а третья – «Мужской и женский мир в отражении археологии». Мы слегка опасались, что к нам нахлынут антропологи и оттеснят археологов на второй план, но произошло плодотворное слияние. В исследованиях важно использовать естественнонаучные методы. Думаю, следующая конференция будет посвящена следам жизнедеятельности людей, прослеживаемым в погребальных обрядах. И по незначительным остаткам можно выяснить, какая у них была одежда, чем они питались, какие были погодные условия, из чего были сделаны орудия труда – будет интересно найти ответы на эти вопросы».
Нынешнюю конференцию открыл доклад украинского археолога из Института востоковедения НАНУ Николая Тарасенко. Он рассказал о погребальном инвентаре египетской жрицы Несмут, найденном во Втором тайнике жреческих мумий, который был открыт в Дейр эль-Бахри в 1891 году. Погребальный инвентарь включал в себя 254 саркофага, 110 ящиков для фигурок-ушебти, 77 ритуальных деревянных статуэток Осириса. У американских египтологов есть версия, что порядка 70% саркофагов были использованы вторично. Действительно ли это так?
Докладчик обратил внимание на то, что крышка саркофага Несмут была адаптирована под тело другой женщины меньшего роста, что само по себе указывает на вторичное использование. Скорее всего, ранее в нем покоилась родственница или тезка жрицы. «До помещения в тайник саркофаги находились в различных родовых склепах, обустроенных как вторично используемые гробницы, - пояснил Тарасенко. - Массовые процессы вторичного использования погребального инвентаря не вызывали никакой негативной реакции, наоборот, это явление носило сакральный характер и было связано с культом предков. При этом вопрос о том, куда перезахоранивали мумии, нуждается в отдельном изучении».
Темы последующих докладов первого дня были не менее любопытными: «Вещь в контексте жертвенного комплекса по данным могильника Екатериновский мыс», «Погребения с булавой: семантические аспекты (по материалам могильника Тундык)», «Эксклюзивное украшение из парного погребения эпохи поздней бронзы Южного Урала», «Сосуды для погребального пира в захоронениях бронзового века», «Погребальная керамика эпохи бронзы как исторический источник», «Псалии из кургана 1 могильника Степное-1: роль в жизни и ритуале», «Нож-кинжал в андроновском погребальном обряде (по материалам погребальных памятников Лисаковской округи)», «Персинг у скотоводов бронзового века Восточной Европы», «Проблема изучения и сохранения археологического текстиля: от раскопа до лаборатории», «Элементы античного культа смерти в погребальной обрядности населения Центрального Предкавказья в III – I вв. до н.э.». По итогам их прочтения состоялась оживленная дискуссия.
Конференция продлится до 30 января.