РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Исследователи рассмотрели аспекты преподавания языков
30.09.2020

Исследователи рассмотрели аспекты преподавания языков


28 сентября в РГГУ начала работу IV Международная научно-практическая конференция «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.

В этом году Международная научно-практическая конференция «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования» впервые проходила в дистанционном режиме. Онлайн-формат проведения конференции позволил значительно расширить территорию научного форума.

В центре обсуждения оказался язык нового времени, а именно, образовательные стратегии в России и за рубежом как формы коммуникативной деятельности. Зарубежными и российскими участниками было сформулировано значение нравственного, коммуникативного, когнитивного и креативного потенциала русского языка и выявлен социокультурный аспект его изучения в современном поликультурном пространстве. В компаративном свете предстали англоязычная политическая риторика и публичный дискурс, в частности - репертуар политических метафор, а также «подводные камни», связанные с культурой политкорректности, политикой идентичности и другими современными культурно-политическими течениями в жизни англоязычных обществ; соприкасаемость гендерного и национального дискурсов.


Материалы конференции размещены на сайте кафедры иностранных языков РГГУ


Исследователи обсудили кардинальное изменение мира во время пандемии: вирус стал катализатором стремительных перемен и показал необходимость внедрения новых методов преподавания в сфере высшего образования. Наступающая после периода самоизоляции социальная реальность экономической, политической, духовной жизни общества приоритезирует асинхронное учение и взаимодействие, неявные знания и генеральный академический интеллект. Кодификация когнитивных умений позволяет оптимизировать учебный процесс, сделать его более последовательным и осознанным – как для преподавателя, так и студента.

Специалисты уделили внимание цифровому следу в языке и культуре,  сложностям, возникающим при изучении иностранного языка для профессионального общения в цифровой среде. Участники обсудили применение мультимедийных средств обучения иностранному языку — подкастов и видео – в рамках описываемых сценариев.

Участники проанализировали особенности дистанционного общения, осуществляемого в рамках образовательного процесса посредством программ Microsoft Teams, Zoom. Идея комплексного характера письменного текста легла в основу деятельностного подхода к изучению иностранного языка, который лежит в основе Общеевропейского стандарта оценки языковой компетенции (CECR). Это свидетельствует о необходимости разработки методической системы обучения дистантному общению как упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, представляющих определенную целостность и в наиболее общем виде характеризующих образовательный процесс.

На повестку дня вышла разработка таких методик, которые позволили бы оценивать развитие студента и педагога в личном плане: развитие способности к рефлексии, к самостоятельной работе одновременно с формированием ответственности. Была рассмотрена динамика взаимодействия преподавателя и студента в предметно-рефлексивных отношениях, а также система дидактических подходов, составляющих внешнюю структуру взаимодействия между преподавателем и студентом. Интерес участников конференции вызвало сопоставление различных форм взаимодействия студентов при традиционном (оффлайн) и онлайн формате обучения иностранным языкам.

Было наглядно продемонстрировано, как субъективно-оценочные языковые модели способны вербально оказывать мало осознаваемое влияние на подсознание собеседника. Психосберегающие технологии организации процесса обучения направлены на создание атмосферы комфорта, доброжелательности и взаимопонимания между преподавателем и студентами в образовательном процессе и на недопускание перегрузки и переутомления обучающихся.

Перед профессорско-преподавательским составом поставлены цели по развитию «гибких» навыков у будущих выпускников, важным в этом процессе стало значение целеполагания в обучении иностранным языкам. Преподаватель в учебном процессе должен систематически планировать занятия с учётом инновационных положений целеполагания, обеспечении адекватного дидактического контроля, своевременной подпитке мотивации обучаемых, а также повышать собственные профессиональные и языковые компетенции.

Участники рассмотрели особенности активного слушания и эффективность использования визуальных образов и движущегося изображения в цифровой среде. Это позволило сделать вывод о том, что такие семиотические ресурсы являются успешными в обучении и изучении иностранного  языка. Закономерен интерес к культурологическим и философским основам преподавания иностранного языка в нелингвистическом университете - очевидно, что культурное и историческое наследие любой нации, выявление и передача национальных культурных кодов должно быть включено в программу изучения иностранного языка.


Направить свои комментарии и задать вопросы участникам можно в группе обсуждения.


В мероприятии приняли участие гости из университетов, научных и образовательных центров Болгарии и Латвии; РГГУ был представлен кафедрой иностранных языков, кафедрой иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ, кафедрой зарубежной философии РГГУ, Институтом Лингвистики; у мониторов собрались представители Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ РЭУ, Московского городского педагогического университета, Российской международной академии туризма. Также работы представили студенты РГГУ.

Председателем оргкомитета конференции стала Алмазия Катаева, кандидат исторических наук, доцент, профессор, завкафедрой иностранных языков РГГУ; заместителем председателя оргкомитета стала Ирина Воронцова, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков РГГУ; а ответственным секретарем оргкомитета стала Наталья Якунина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков РГГУ.


Поделиться новостью в Телеграм!
Наука
читайте также
07 марта 2025
Новый номер журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика»

Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика» (дайджест №1 за 2025 год), в котором публикуются материалы, посвящённые изучению устных традиций и ритуальных практик, архаической мифологии и её модификаций в Новейшее время, а также рассмотрению данных проблем в междисциплинарном поле.

05 марта 2025
Приглашаем к участию в Финатлон форуме

Открыта регистрация на конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных на тему устойчивого развития, инвестиций и финансовых рисков в рамках Финатлон форума.

25 февраля 2025
В РГГУ прошла защита отчётов научных коллективов

18 февраля 2025 г. на заседании Научно-экспертного совета РГГУ состоялась защита отчётов по итогам реализации научно-исследовательских проектов в рамках конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ».

21 февраля 2025
История в цифре: знание о прошлом в фокусе современных технологий

20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.

19 февраля 2025
История и современность: в РГГУ стартовала Историческая Модель ООН

17 февраля в Российском государственном гуманитарном университете стартовала XVII Московская Международная Историческая Модель ООН РГГУ 2025, призванная максимально точно воссоздать работу основных органов и специальных учреждений ООН в рамках школ и вузов.

07 февраля 2025
Один день, одно десятилетие и целый век российской науки

7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».

07 февраля 2025
В РГГУ прошло обсуждение издания «История России в 20 томах»

Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.

30 января 2025
Уроки истории: в РГГУ чтят память жертв Холокоста

«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов, профессор РГГУ Илья Альтман.

22 января 2025
Преподаватель РГГУ выиграла Премию городских историков за лучшую диссертацию

В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».

28 декабря 2024
В РГГУ прошёл научный семинар «Современные проблемы компаративистики»

16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».