14–15 мая в РГГУ в режиме онлайн состоялась межвузовская конференция «Визуальные искусства и литература: визуализация сюжета в изобразительном искусстве и литературе».
«Сюжет и фабула – категории в визуальном искусстве и литературе, при помощи которых осмысляется обработка материала жизни в историю-нарратив, единый комплекс опыта. При первом приближении, фабула – это событийный материал, а сюжет – перестановка событий в заданном автором порядке. В более общем плане, сюжет – это конструкция, которая надстраивается над элементами фабулы и проявляет в новом порядке фабульных элементов интегративный, не сводимый к сумме частей смысл. Переорганизуя фабулу сюжетом в определённом порядке, автор динамизирует повествование, разворачивает смысл, продвигаясь от начала к концу, позволяет читателю прожить становление этого смысла» — объяснили значение сюжета для произведений искусства организаторы.
Соответственно, обсуждение строилось вокруг сюжета. Акцент был сделан на сюжетных структурах в изобразительных искусствах и способах их передачи, на осмыслении сюжетных структур в литературе при помощи визуальных практик, переводе сюжетной конструкции из литературного текста в визуальный или гибридный текст. Сюжет рассматривался как смыслообразующая конструкция в гибридных, вербально-визуальных текстах и практиках, изучались их коллаборации и смыслообразующий потенциал.
Одна из секций первого дня была посвящена тому, как поэтический текст взаимодействует с визуальным измерением. Этот вопрос был рассмотрен на примере живописи модернизма, серии медалей на сюжеты из древней русской истории Екатерины II, скульптур конца XX – начала XXI веков, фарфоровой пластики малых форм.
В рамках следующей секции участники обсудили визуальное в искусстве новейшего времени. Союз вербального и визуального в традиционалистском искусстве стал предметом для осмысления в финале первого дня.
В ходе второго дня конференции докладчики затронули проблему взаимодействия текста и изображения (секция «Интермедийные эксперименты: синтез слова и образа в кинематографе»), а о междисциплинарных художественных экспериментах поговорили в последней секции «Интермедийные эксперименты: искусство прозы и визуальный образ».
Организаторы: Факультет истории искусства РГГУ.