14–15 мая в РГГУ в режиме онлайн состоялась межвузовская конференция «Визуальные искусства и литература: визуализация сюжета в изобразительном искусстве и литературе».
«Сюжет и фабула – категории в визуальном искусстве и литературе, при помощи которых осмысляется обработка материала жизни в историю-нарратив, единый комплекс опыта. При первом приближении, фабула – это событийный материал, а сюжет – перестановка событий в заданном автором порядке. В более общем плане, сюжет – это конструкция, которая надстраивается над элементами фабулы и проявляет в новом порядке фабульных элементов интегративный, не сводимый к сумме частей смысл. Переорганизуя фабулу сюжетом в определённом порядке, автор динамизирует повествование, разворачивает смысл, продвигаясь от начала к концу, позволяет читателю прожить становление этого смысла» — объяснили значение сюжета для произведений искусства организаторы.
Соответственно, обсуждение строилось вокруг сюжета. Акцент был сделан на сюжетных структурах в изобразительных искусствах и способах их передачи, на осмыслении сюжетных структур в литературе при помощи визуальных практик, переводе сюжетной конструкции из литературного текста в визуальный или гибридный текст. Сюжет рассматривался как смыслообразующая конструкция в гибридных, вербально-визуальных текстах и практиках, изучались их коллаборации и смыслообразующий потенциал.
Одна из секций первого дня была посвящена тому, как поэтический текст взаимодействует с визуальным измерением. Этот вопрос был рассмотрен на примере живописи модернизма, серии медалей на сюжеты из древней русской истории Екатерины II, скульптур конца XX – начала XXI веков, фарфоровой пластики малых форм.
В рамках следующей секции участники обсудили визуальное в искусстве новейшего времени. Союз вербального и визуального в традиционалистском искусстве стал предметом для осмысления в финале первого дня.
В ходе второго дня конференции докладчики затронули проблему взаимодействия текста и изображения (секция «Интермедийные эксперименты: синтез слова и образа в кинематографе»), а о междисциплинарных художественных экспериментах поговорили в последней секции «Интермедийные эксперименты: искусство прозы и визуальный образ».
Организаторы: Факультет истории искусства РГГУ.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика» (дайджест №1 за 2025 год), в котором публикуются материалы, посвящённые изучению устных традиций и ритуальных практик, архаической мифологии и её модификаций в Новейшее время, а также рассмотрению данных проблем в междисциплинарном поле.
Открыта регистрация на конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных на тему устойчивого развития, инвестиций и финансовых рисков в рамках Финатлон форума.
18 февраля 2025 г. на заседании Научно-экспертного совета РГГУ состоялась защита отчётов по итогам реализации научно-исследовательских проектов в рамках конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ».
20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.
17 февраля в Российском государственном гуманитарном университете стартовала XVII Московская Международная Историческая Модель ООН РГГУ 2025, призванная максимально точно воссоздать работу основных органов и специальных учреждений ООН в рамках школ и вузов.
7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».
Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов, профессор РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».