Ежегодно 8 февраля научное сообщество России отмечает свой профессиональный праздник – День российской науки. Именно в этот день в 1724 году по повелению императора Петра I была основана Российская академия наук.
О том, как реализовать себя в сфере науки и образования, что влияет на научные интересы ученого и почему молодым исследователям стоит быть терпеливее в исследовательской работе – в интервью доктора исторических наук, доцента РГГУ Евгении Долговой.
Как вы пришли в сферу науки и образования? Что вам нравится в своей работе?
Почти десять лет я в РГГУ в качестве преподавателя, а до этого были три года аспирантуры и 5 лет обучения на специальности. Итого почти 18 лет. Однако такой последовательный путь – от студента до доктора наук – неизбежен для академической карьеры. В этой поступательности заложена передача традиции, преемственность научной школы. В этом отношении школа Историко-архивного института, который я окончила, позволяет испытывать чувство гордости за принадлежность к ней.
Второй же важный пункт – это школа Ю.В. Кнорозова, выдающегося ученого-лингвиста, гордости советской науки. Мне удивительно повезло оказаться в живом, бурлящем и ярком сообществе его последователей. Здесь, конечно, я могу только благодарить моих коллег и моего консультанта – Галину Ершову, дающей пример энергии и креативности. Также меня привлекает именно преподавательская работа – активность и вдохновение студентов, их искренность и увлеченность профессией. Этого в избытке в нашем Совете молодых ученых и его студенческой секции.
Какие у вас научные интересы? Чему посвящены ваши исследовательские работы?
Я специализируюсь в сфере истории науки, прицельно занимаюсь историей научной политики в XX веке и социальной историей советского научного сообщества. В свое время меня воодушевила концепция «большой науки» – ее превращения из частного занятия в масштабное, индустриально организованное предприятие, в которое оказались вовлечены большие людские и материальные ресурсы.
Точка пересечения этих макро- и микросюжетов в пространстве социальной истории науки мне кажется удивительно интересной и перспективной. Эта тема близка науковедению, социологии и психологии науки, сообществам специалистов этих специальностей. В таком междисциплинарном взаимодействии ее преимущество.
Какие направления исторических исследований кажутся вам наиболее важными и перспективными?
Удивительно недооцененной в нашей научной традиции является направление «История науки и техники», снимающее известное напряжение между естественнонаучным, техническим и гуманитарным знанием. Диссертационных советов, имеющих право присуждения ученых степеней по такой редкой специальности, очень мало, один из них – в РГГУ. Хотя эта тема крайне востребована за рубежом, особенно в плане изучения эффективного, яркого, хотя и во многом неоднозначного, опыта советской организации научных исследований.
История науки и техники трактуется как единый процесс, пространство взаимодействия личности, социума, культуры и технологий, изучается в связи с междисциплинарными направлениями Science and Technology Studies (STS – исследования науки и технологии) и History and Philosophy of Science (HPS - история и философия науки). Написано множество книг, ярких текстов исследователями, у которых по сути очень ограничен доступ к нашим богатейшим материалам.
У нас же тема только в последние годы приобрела публичное звучание и получила возможности для ее институционализации в ведущих научных центрах, одним из которых является наш университет.
Вы являетесь руководителем проекта «Cоветская наука 1920-1980 гг.: от манифеста к мейнстриму». Расскажите, как возникла идея создания этого проекта? Какую цель вы ставили перед собой, начиная работу над проектом?
Этот проект реализовывался Центром междисциплинарных гуманитарных исследований исторического факультета в 2021 году, заявка – победитель внутреннего конкурса «Студенческие научные проектные коллективы-2021».
Этот конкурс – замечательная и очень важная инициатива университета, ориентированная именно на студентов, дающая им опыт работы в грантовом пространстве. И, как руководитель, я ставила именно эту цель: сформировать навыки грантовой дисциплины, научить реализации проекта, дать опыт работы в коллективе. И в этом отношении моя педагогическая цель – научить быть эффективным в рамках реализации сжатого во времени проекта – была достигнута.
Участники проекта – в разной степени – готовы к выходу в «большую науку». У них – Валерии Слисковой, Марии Романовой, Варвары Неруш, Ксении Шевяковой – разный исследовательский почерк, разные сюжеты, но каждая из них – самостоятельная и яркая научная единица.
Вырос проект из той же идеи «большой науки», объединяющей несколько наших разноуровневных и разнонаправленных грантов – Российского научного фонда, уже завершившихся грантов Президента Российской Федерации и Российского фонда фундаментальных исследований. В этом отношении указанный вами проект соотносится с генеральной темой наших исследований, однако реализуют его аспиранты и студенты. Название, кстати, придумали тоже они.
Какие задачи были решены в ходе реализации проекта?
В рамках исследования были рассмотрены такие увлекшие студентов сюжеты, как популярные идеи-утопии, например, омоложения и бессмертия, в экспериментальном пространстве 1920-х гг.; история отдельных лабораторий и институциональных центров, например, Института народов Севера; творческие биографии конкретных ученых – например, инженера-нефтяника, руководителя дипломатической миссии в Венесуэле Фомы Андреевича Требина; а также процесс популяризации научного знания на примере кинематографа.
В ходе исследования участниками научного коллектива были выявлены и изучены документы, находящиеся в фондах Государственного архива РФ, Российского государственного архива литературы и искусства, Архива Российской академии наук, Научного архива Российского авторского общества, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга.
Для студенческого гранта это очень хорошие результаты, нашедшие отражение в научных публикациях, в том числе в изданиях Web of Science. Выводы были презентованы на конференциях различного уровня. Весной была организована межвузовская школа молодых ученых «Один день из жизни науки: повседневность, коммуникация, смысла», вызвавшая значительный интерес научного сообщества. Важным стало продвижение проекта в медиапространстве – в социальных сетях Facebook и ВКонтакте, а также на сайте РГГУ.
Участники успешно защитили дипломы и поступили в аспирантуру или магистратуру, продолжив свой научный путь.
Где и как применяется собранная в рамках проекта информация?
В этом отношении нам, как и со всеми проектами, очень помогает наша пресс-служба, создавшая отдельное пространство на сайте – как для больших проектов, так и для студенческих и аспирантских.
Результаты применяются в образовательном процессе и в наших проектах просветительского характера за пределами РГГУ – на публичных лекциях и выставках.
Планируете ли вы продолжать работу над проектом?
Да, конечно, в той или иной организационной форме исследование продолжится. Идей и проектов, в том числе прикладного характера, очень много.
Какие советы вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь с наукой?
Надо помнить, что наука – это занятие для самостоятельных людей, реальное серьезное увлечение. Это творческий поиск, а творчество всегда интересно. Но до внешних стимулов и признания может пройти очень долгое время. Если студент нацелен на быстрый успех, может возникнуть разочарование. Однако большинство приходят в науку искренне. У них отдача, разумеется, будет. В этом отношении можно только посоветовать работать честно, а результат обязательно придет. Мы же очень постараемся в этом помочь!