РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Евгения Долгова: «Наука – это занятие для самостоятельных людей»
08.02.2022

Евгения Долгова: «Наука – это занятие для самостоятельных людей»

Ежегодно 8 февраля научное сообщество России отмечает свой профессиональный праздник – День российской науки. Именно в этот день в 1724 году по повелению императора Петра I была основана Российская академия наук.


О том, как реализовать себя в сфере науки и образования, что влияет на научные интересы ученого и почему молодым исследователям стоит быть терпеливее в исследовательской работе – в интервью доктора исторических наук, доцента РГГУ Евгении Долговой.

Как вы пришли в сферу науки и образования? Что вам нравится в своей работе?

Почти десять лет я в РГГУ в качестве преподавателя, а до этого были три года аспирантуры и 5 лет обучения на специальности. Итого почти 18 лет. Однако такой последовательный путь – от студента до доктора наук – неизбежен для академической карьеры. В этой поступательности заложена передача традиции, преемственность научной школы. В этом отношении школа Историко-архивного института, который я окончила, позволяет испытывать чувство гордости за принадлежность к ней.

Второй же важный пункт – это школа Ю.В. Кнорозова, выдающегося ученого-лингвиста, гордости советской науки. Мне удивительно повезло оказаться в живом, бурлящем и ярком сообществе его последователей. Здесь, конечно, я могу только благодарить моих коллег и моего консультанта – Галину Ершову, дающей пример энергии и креативности. Также меня привлекает именно преподавательская работа – активность и вдохновение студентов, их искренность и увлеченность профессией. Этого в избытке в нашем Совете молодых ученых и его студенческой секции.

Какие у вас научные интересы? Чему посвящены ваши исследовательские работы?

Я специализируюсь в сфере истории науки, прицельно занимаюсь историей научной политики в XX веке и социальной историей советского научного сообщества. В свое время меня воодушевила концепция «большой науки» – ее превращения из частного занятия в масштабное, индустриально организованное предприятие, в которое оказались вовлечены большие людские и материальные ресурсы.


В условиях таких структурных перемен, в той или иной степени характерных для научных сообществ всех стран в XX веке, одновременно менялся и мир «маленького человека» – простого научного работника с его карьерными и жилищными проблемами, беспокойством о защите диссертации и «зависшей» в издательстве статье, специфичным семейным бытом и бюджетом времени.


Точка пересечения этих макро- и микросюжетов в пространстве социальной истории науки мне кажется удивительно интересной и перспективной. Эта тема близка науковедению, социологии и психологии науки, сообществам специалистов этих специальностей. В таком междисциплинарном взаимодействии ее преимущество.

Какие направления исторических исследований кажутся вам наиболее важными и перспективными?

Удивительно недооцененной в нашей научной традиции является направление «История науки и техники», снимающее известное напряжение между естественнонаучным, техническим и гуманитарным знанием. Диссертационных советов, имеющих право присуждения ученых степеней по такой редкой специальности, очень мало, один из них – в РГГУ. Хотя эта тема крайне востребована за рубежом, особенно в плане изучения эффективного, яркого, хотя и во многом неоднозначного, опыта советской организации научных исследований.

История науки и техники трактуется как единый процесс, пространство взаимодействия личности, социума, культуры и технологий, изучается в связи с междисциплинарными направлениями Science and Technology Studies (STS – исследования науки и технологии) и History and Philosophy of Science (HPS - история и философия науки). Написано множество книг, ярких текстов исследователями, у которых по сути очень ограничен доступ к нашим богатейшим материалам.

У нас же тема только в последние годы приобрела публичное звучание и получила возможности для ее институционализации в ведущих научных центрах, одним из которых является наш университет.

Вы являетесь руководителем проекта «Cоветская наука 1920-1980 гг.: от манифеста к мейнстриму». Расскажите, как возникла идея создания этого проекта? Какую цель вы ставили перед собой, начиная работу над проектом?

Этот проект реализовывался Центром междисциплинарных гуманитарных исследований исторического факультета в 2021 году, заявка – победитель внутреннего конкурса «Студенческие научные проектные коллективы-2021».

Этот конкурс – замечательная и очень важная инициатива университета, ориентированная именно на студентов, дающая им опыт работы в грантовом пространстве. И, как руководитель, я ставила именно эту цель: сформировать навыки грантовой дисциплины, научить реализации проекта, дать опыт работы в коллективе. И в этом отношении моя педагогическая цель – научить быть эффективным в рамках реализации сжатого во времени проекта – была достигнута.

Участники проекта – в разной степени – готовы к выходу в «большую науку». У них – Валерии Слисковой, Марии Романовой, Варвары Неруш, Ксении Шевяковой – разный исследовательский почерк, разные сюжеты, но каждая из них – самостоятельная и яркая научная единица.

Вырос проект из той же идеи «большой науки», объединяющей несколько наших разноуровневных и разнонаправленных грантов – Российского научного фонда, уже завершившихся грантов Президента Российской Федерации и Российского фонда фундаментальных исследований. В этом отношении указанный вами проект соотносится с генеральной темой наших исследований, однако реализуют его аспиранты и студенты. Название, кстати, придумали тоже они.

Какие задачи были решены в ходе реализации проекта?

В рамках исследования были рассмотрены такие увлекшие студентов сюжеты, как популярные идеи-утопии, например, омоложения и бессмертия, в экспериментальном пространстве 1920-х гг.; история отдельных лабораторий и институциональных центров, например, Института народов Севера; творческие биографии конкретных ученых – например, инженера-нефтяника, руководителя дипломатической миссии в Венесуэле Фомы Андреевича Требина; а также процесс популяризации научного знания на примере кинематографа.

В ходе исследования участниками научного коллектива были выявлены и изучены документы, находящиеся в фондах Государственного архива РФ, Российского государственного архива литературы и искусства, Архива Российской академии наук, Научного архива Российского авторского общества, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга.

Для студенческого гранта это очень хорошие результаты, нашедшие отражение в научных публикациях, в том числе в изданиях Web of Science. Выводы были презентованы на конференциях различного уровня. Весной была организована межвузовская школа молодых ученых «Один день из жизни науки: повседневность, коммуникация, смысла», вызвавшая значительный интерес научного сообщества. Важным стало продвижение проекта в медиапространстве – в социальных сетях Facebook и ВКонтакте, а также на сайте РГГУ.

Участники успешно защитили дипломы и поступили в аспирантуру или магистратуру, продолжив свой научный путь.

Где и как применяется собранная в рамках проекта информация?

В этом отношении нам, как и со всеми проектами, очень помогает наша пресс-служба, создавшая отдельное пространство на сайте – как для больших проектов, так и для студенческих и аспирантских.

Результаты применяются в образовательном процессе и в наших проектах просветительского характера за пределами РГГУ – на публичных лекциях и выставках.

Планируете ли вы продолжать работу над проектом?

Да, конечно, в той или иной организационной форме исследование продолжится. Идей и проектов, в том числе прикладного характера, очень много.

Какие советы вы можете дать студентам, которые планируют связать свою жизнь с наукой?

Надо помнить, что наука – это занятие для самостоятельных людей, реальное серьезное увлечение. Это творческий поиск, а творчество всегда интересно. Но до внешних стимулов и признания может пройти очень долгое время. Если студент нацелен на быстрый успех, может возникнуть разочарование. Однако большинство приходят в науку искренне. У них отдача, разумеется, будет. В этом отношении можно только посоветовать работать честно, а результат обязательно придет. Мы же очень постараемся в этом помочь!


Поделиться новостью в Телеграм!
Наука
читайте также
19 декабря 2024
Учёные РГГУ победили в конкурсе от Российского научного фонда (РНФ)

В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.

12 декабря 2024
О языковой политике РФ: интерактивный атлас коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.

10 декабря 2024
В РГГУ прошла конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат: памяти Сергея Петровича Лавлинского»

7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.

05 декабря 2024
Студенты и преподаватели РГГУ приняли участие в IV Конгрессе молодых учёных

27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.

05 декабря 2024
Вышел новый номер журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика. Дайджест №4 за 2024 год»

Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.

04 декабря 2024
Вышел новый номер журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». Дайджест №4 за 2024»

Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.

03 декабря 2024
Вышел новый номер журнала «История и архивы. Дайджест №4 за 2024 год»

Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы», в котором опубликованы научные исследования, основанные на анализе источников отечественной и зарубежной истории.

03 декабря 2024
На площадке Конгресса молодых учёных обсудили поворотные точки научно-технической политики прошлого

27 ноября 2024 г. в рамках IV Конгресса молодых учёных прошла сессия «Наука в переходный период: выбор пути», организованная усилиями Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.

03 декабря 2024
Опыт прошлого для конструирования будущего

Учёные и популяризаторы науки из разных регионов России рассказали о ярких проектах, связанных с историей науки и науковедением.

11 ноября 2024
В РГГУ прошла лекция члена редакционно-издательского совета «Российской Католической энциклопедии»

24 октября 2024 г. в рамках Дней студенческой науки в РГГУ СНО «Клуб по итальянистике» организовал лекцию кандидата философских наук, члена редакционно-издательского совета «Российской Католической энциклопедии» Ивана Владимировича Лупандина.