Прошедшая лекция стала второй из цикла лекций по визуальной антропологии духов. Как и на первой лекции, было уделено внимание методологической разработке по визуальному анализу видео роликов. Как и на первой лекции, рекламные ролики духов были рассмотрены как визуальные документы и подвергнуты анализу с точки зрения антропологических типов героев и системы знаков, решающих проблему по визуализации аромата и того образа, который эта визуализация должна создать.
Если на первой лекции речь шла о проблеме множественных темпоральностей, в которых задавалось существование героев роликов, на второй лекции в центре внимания оказались два концепта: ускользание и (не)встреча. Оба концепта позволили объяснить «странные» отношения мужского и женского персонажей роликов, которые на протяжении всех рассмотренных роликов то приближались друг к другу, то отдалялись. При этом линии движения героев роликов задавались или с помощью фигуры «судьбы» (на протяжении ролика герои могут сколь угодно долго находиться в состоянии ускользания друг от друга и, как следствие, – (не)встречи – но в конце ролика траектории их движения все равно сходятся вместе) или фигуры «игры» (героиня ролика фабрикует свой интерес к герою ролика и в конце ускользает, оставляя мужского персонажа в состоянии (не)встречи). Таким образом, обе фигуры (судьба и игра) задают близость героев, но парадоксальным образом все время продуцируют дистанцию, даже минимальную. Наличие дистанции не позволяет говорить о встрече, но наличие близости не позволяет встречу отрицать. Отсюда рождается «странное» состояние (не)встречи, когда скобки, в которые взята частица «не» создают эффект интриги и вводят оба состояния в неразличимость. Ускользание же дополняет концепт (не)встречи, поскольку не позволяет встрече случиться и, в то же время, является связью ввиду того, что есть ускользающий и тот, от кого ускользают. Это движение пары, где оба партнера не идут нога в ногу, но все же синхронизированы, так как их движение – это все равно движение двух субъектов, движение со-направленное.
Тем самым, концепции идиоритмии (Р. Барт), желания желания (Р. Жирар), соотношения реальности и виртуальности (Ж. Делез) позволяют адаптировать исследовательские оптики из поля философии для анализа смыслов и знаков рекламных роликов духов.
Исследование новых роликов духов Chanel и Dior будет продолжено на третьей лекции, которая состоится в философском центре Idea 22 ноября в 19:00. Анонс лекции будет опубликован на сайте РГГУ.
Фотоотчет о лекции доступен на
ресурсе философского центра Idea