18.05.2023
18 мая 2023 года состоялось первое заседание студенческого научного семинара «Исторические коннотации в рекламе»
18 мая 2023 года в 12:10 в аудитории 409 (корп. 2) состоялось первое заседание студенческого научного семинара «Исторические коннотации в рекламе», посвящённое теме «Формирование российских брендов XIX века», где докладчики поделились исследованиями на данную тему, представили их сферы применения для привлечения покупателя.
В заседании приняли участие студентки группы СКиР-1 факультета рекламы и связей с общественностью, всего 32 человека.
В ходе работы участники семинара поделились с аудиторией своими знаниями о формировании различных брендов в России в XIX веке.
В ходе работы участники семинара поделились с аудиторией своими знаниями о формировании различных брендов в России в XIX веке.
1 доклад был на тему «Реклама чая, кофе и папирос в дореволюционной России» (Филипенкова Полина, Мегек Анастасия, Шумилова Анастасия, Третьякова Ольга, Шамиева Елизавета, ФРиСО, 1 курс, группа СКиР-1)
С XVIII века в России популярность приобретали колониальные товары. Одним из таких продуктов был чай, получивший собственные традиции потребления. Разнообразными были формы рекламы чая: это и слоганы с говорящими названиями, и яркие иллюстрации на упаковках, и сами здания чайных домов. Кофе в России стал популярен благодаря Петру I. В 1697 году он посетил Голландию и именно там пристрастился к этому напитку. В 18 веке стали появляться первые кофейные дома. В 1724 году по указу Петра было открыто 15 кофеен для иностранцев. В начале 19 века самой знаменитой кофейней стала «кондитерская Вольфа и Беранже». В 19 веке кофе пили уже почти в каждом столичном доме и не по одному разу в день. В XIX веке резко поднялась популярность на курение. В ход шло всё: для крестьян - мохорка, для буржуа - сигары, нюхательный табак и папиросы. С ростом популярности на вредную привычку развивалось само производство, а вместе с ним - реклама на вредоносный продукт. Реклама была также многогранна, как и сам табак - этикетки, лубки, разноцветные плакаты, даже придумывали байки для привлечения большей аудитории. Это помогало и табакокурение развивалось семимильными шагами.
2 доклад: «Парфюм и мыло на рынке рекламы» (Кормушкина Мария, Михайличенко Софья, Родионенко Елизавета, Черных Алина, Глушан Мария, ФРиСО, 1 курс, группа СКиР-1)
В этой работе студентки подробно рассказали о парфюмерии и мыльной продукции в дореволюционной России. Привели примеры об основателе российской парфюмерии Генрихе Брокаре и его магазине мыла на Никольской. Докладчицы подробно разобрали обертки, упаковки и рекламные плакаты мыльной и парфюмерной продукции. Было рассказано об одной из самых крупных и интересных рекламных кампаний фирмы Брокара, во время которой целый фонтан был наполнен его популярнейшим ароматом «Сирень». Главная идея выступления - рассказать о становлении крупнейших парфюмерных кампаний России, действующих по сей день. «Брокаръ и К°» со своим легендарными рекламными акциями на выставках, «Красная Москва», аромат этого парфюма знаком всем, мыло «Детское», до сих присутствующее на современных прилавках супермаркетов. Все это, а также зарождающиеся тренды маркетинга, связано именно с российской школой рекламы.
3 доклад: «История рекламного плаката от истоков до революции 1917 года» (Терентьева Дарья, Волокитина Алина, Смертина Серафима, Щепотьева Ксения, Гомолко Дарья, ФРиСО, 1 курс, группа СКиР-1)
В 1903 году Н. Никольский изобразил выразительную беседу старика «голландского» вида с внуком с назидательной надписью «следовало бы всякому поставить себе за правило вместо чая или кофе пить к завтраку какао Ван-Гутена». Эта картина и положила начало рекламной истории плаката в дореволюционной России. На конференции рассмотрели историю рекламных плакатов, их дальнейшее развитие, а также разбрали популярные рекламные работы известных художников дореволюционной России. Главной задачей выступления было показать переход от лубочных картинок к первым настоящим плакатам, изучить влияние техники на развитие рекламной картинки, разобрать виды плакатов, а также продемонстрировать то, как художественный почерк отразился на рекламном плакате того времени. В работе также фигурировали такие имена, как М. Врубель, И. Билибин, И.Бродский, а также Е.Лансере и А.Васнецов.
4 доклад: «Кинореклама и фотореклама» (Курнаева Кристина, Бурова Арина, Тху Шыонг, ФРиСО, 1 курс, группа СКиР-1)
В этой работе подробно рассказали о зарождении фоторекламы в дореволюционной России, и ее развитии и постепенном переходе от фотоиндустрии к кинематографу. Рассматривалась реклама, в которой использовались фотографии и ее распространение. Была освещена биография знаменитого российского фотографа Карла Булла, который вошёл в историю как «отец российского фоторепортажа». В презентации были показаны фотоизображения, использованные в киноплакатах и журналах, посвящённых кинематографу. Слушатели узнали о возникновении брошюр, буклетов и каталогов, содержащих фотоиллюстрации. Докладчицы также затронули появление фотографических иллюстраций в коммерческой литературе каталожного типа. Выступающие рассказали историю становления российского кинематографа, а также рассмотрели киноафиши, которыми сопровождались фильмы того времени. Также были упомянуты наиболее известные художники - афишисты (Поль Ассатуров, Михаил Кальмансон, Георгий Александров и другие), были продемонстрированы их работы.
5 доклад: «История рекламы в России: от истоков до революции 1917 года. Крупные московские и петербургские магазины» (Широкова Алиса, Егорова Алёна, Раджабова Елизавета, Щукина Анастасия, ФРиСО, 1 курс, группа СКиР-1)
В работе студентки рассмотрели магазины, их внутреннее убранство и вывески в крупнейших городах России, - Москве и Санкт-Петербурге, - до революции 1917 года. Докладчики представили типологию вывесок тех времен, проследили эволюцию их дизайна и конструкции, а также их постепенное инкорпорирование в городской пейзаж и сами здания магазинов. Подробно рассмотрели особенности оформления фасадов магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, а также постепенный переход от ярких кричащих ленточных вывесок с крупными буквами до живописных вывесок, на которых мастера изображали реалистичную еду и одежду. Докладчики осветили еще одно важное веяние в оформлении вывесок тех времен - образы-знаки, указывающие на тип заведения: усы — парикмахерская, ботинок или сапог — сапожник, виноградная ветвь — винный погреб. Помимо этого, выступающие познакомили аудиторию с крупнейшими магазинами Москвы и Санкт-Петербурга тех времен, кратко объяснили историю их создания и основные отличительные особенности каждого из них. Доклад сопровождался картинами и фотографиями, изображающими знакомые всем популярнейшие здания, их внутреннее убранство и историю становления.
6 доклад: «Реклама коньяка, водки и пива в России до революции 1917 года» (Шеломанова Дарья, Ревина Екатерина, Топузова Мария, Кузьмина Евгения, Митрофанова Анна, ФРиСО, 1 курс, группа СКиР-1) В работе было рассмотрено историческое развитие рекламы алкогольных напитков в России до революции. Одной из особенностей рекламы алкоголя в России было ее ограничение законодательством. Так, с 1892 года было запрещено публичное обсуждение алкоголя, что привело к тому, что рекламные объявления стали более скрытыми и косвенными. Одним из наиболее популярных способов рекламы стало использование изображений знаменитостей, которые в своих рекламных объявлениях утверждали, что предпочитают определенный вид алкоголя. Также использовались яркие и запоминающиеся изображения, которые привлекали внимание потенциальных покупателей. Реклама коньяка была наиболее элитарной и предназначалась для богатых слоев населения. В то же время, реклама водки и пива была более массовой и нацелена на широкую аудиторию. В работе также были рассмотрены негативные последствия рекламы алкоголя, такие как повышение уровня алкоголизма в обществе и негативное влияние на здоровье населения. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что реклама алкоголя в России до революции была сильно ограничена законодательством, но при этом использовала различные креативные подходы для привлечения внимания потенциальных покупателей.
7 доклад: «Дореволюционные московские кондитерские» (Луговая Ирина, Копорева Эрика, Фомичева Ирина, Цареградская Мария, Фунг Бич Нгок, ФРиСО, 1 курс, группа СКиР-1) Кто придумал печенье «Юбилейное», конфеты «Гусиные лапки» и «Мишка косолапый»? В материале девочек — истории трех известных сладких производств, которые начались с маленьких лавочек и магазинчиков в Москве XIX века. Фабрика Абрикосова — концерн «Бабаевский». На фабрике Абрикосова производили 400 тонн карамели, конфет, шоколада и бисквитов в год. О сладостях кричала реклама — афиши призывали покупать мармелад «Лилипут», конфеты «Утиные носы» и тд. Покупатели ценили интересную упаковку лакомств. Абрикосову приписывают появление в России шоколадных зайцев и дедов морозов, обернутых в фольгу. Следующая Кондитерская Эйнема — фабрика «Красный Октябрь». На фабрике разрабатывали уникальные рецепты конфет и шоколада и тд. Придумали специальный мужской шоколад: его этикетки украшали рисунки с сюжетами охоты. Кондитеры Эйнема придумали конфеты с шоколадным кремом «Ну-ка, отними» и «Мишка косолапый». Также девочки рассказывали о производстве Адольфа Сиу и Ко - фабрике Большевик. Кондитеры Сиу предлагали покупателям много оригинальных сладостей: жженый кофе, сливочную карамель, печенье, которое удобно брать в поход, детские шоколадные наборы «Азбука» и многое другое. Они же являлись создателями легендарного печенья «Юбилейное» и питьевого шоколада. Слушатели узнали также про первый торговый автомат. В 1898 году в Петербурге появился первый торговый автомат, создателем которого является Георгий Борман. Чтобы получить заветную плитку шоколада, людям нужно было опустить в монетоприемник 15 копеек и прокрутить ручку. Это событие называют точкой отсчета в развитии российского вендинга, несмотря на то, что первый автомат достаточно быстро убрали. Красочные и интересные доклады, дополненные примерами, смогли заинтересовать слушателей. При поддержке научного руководителя участники научного семинара смогли глубоко и разносторонне изучить все заявленные для рассмотрения темы.
В заключении хотелось бы выразить благодарность декану ФРиСО, завкафедрой ИКиР, д.э.н., профессору Абаеву А.Л. и научному руководителю семинара, к.ф.н, доценту кафедры ИКиР, Джавршян Н.Р. за организацию и проведение такого важного и полезного для студентов-первокурсников научного мероприятия.
Материал при участии 1 группы, 1 курса СКиР, факультета ФРиСО, подготовила Михайличенко Софья, к.ф.н., доцент кафедры ИКиР Джавршян Нана.
Текст: Нана Джавршян
Фото: Нана Джавршян