Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.
Раздел «Теоретические исследования» открывает статья Аиды М. Айламазьян (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований) «О психологическом значении, функциях и генезе выразительного движения» (стр.10). В статье обсуждаются проблемы значения и роли выразительного движения в психическом развитии, в становлении личности. Рассматривается генез выразительных движений от первых проявлений эмоциональных реакций через произвольное овладение экспрессивным поведением до сложных опосредствованных видов экспрессивной деятельности. Кроме того, ставится вопрос об автокоммуникации, возникновении внутреннего диалога на основе кинесики, выразительного движения.
Раздел «Эмпирические исследования» открывает статья Анастасии А. Дехтяренко (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и Елены И. Шлягиной (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) «Возрастная специфика имплицитного понимания субъективного благополучия и ситуации неопределенности» (стр. 39). Статья посвящена изучению имплицитного эмоционально - смыслового содержания феноменов «субъективное благополучие» (СБ) и «неопределенность», выявленного с помощью проективной методики «незаконченные предложения» и качественного контент-анализа этих результатов, а также анализу различий в понимании этих феноменов в зависимости от количественной выраженности каждого из них, измеренной по опросным методикам.
Заключительный раздел «Методический инструментарий» открывает коллективная статья Анны С. Нелюбиной, Арсения А. Разлуцкого, Александра Ш. Тхостова, Давида В. Небиеридзе, Надира М. Ахмеджанова «Русскоязычная адаптация шкалы медицинской грамотности HK-LS для пациентов, страдающих артериальной гипертонией» (стр.148). Статья посвящена русскоязычной адаптации шкалы медицинской грамотности (HK-LS), созданной для пациентов, страдающих артериальной гипертонией. Шкала содержит 22 утверждения. Методика была переведена на русский язык двумя независимыми исследователями и имеет обратный перевод с русского на английский. Русскоязычную выборку составили 233 пациента НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава РФ, страдающих осложненной артериальной гипертонией и находящихся на плановом стационарном лечении с целью подбора терапии.
Читать полный выпуск можно здесь.
Текст: «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование»
Фото: Вестник РГГУ
7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».
Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.