28 октября 2022 года на основании Перечня научных мероприятий РГГУ на 2022 г. состоялась VI Межвузовская научно-практическая конференция кафедры иностранных языков РГГУ «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков, кафедры ФМОПиЗР ИАИ, ФРиСО и философского факультета РГГУ, а также представители Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Центра лингвистики и профессиональной коммуникации Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева, Института стимулирования экономики, г. Варна, Болгария, студенты.
Цель конференции – объединение профессионалов для обсуждения теоретических и практических вопросов и обмена профессиональными достижениями в области методики преподавания иностранных языков; апробация и обсуждение результатов исследований в рамках ведущих парадигм общего языкознания и функций языка на основе его универсальности в преподавании языков и культуры в новой парадигме гуманитарного образования.
В пленарном и секционных выступлениях представлен широкий спектр разработок в области современной лингвистики, лингводидактики, лингвокультурологии, филологии, педагогики, экопсихологии, философии. Акцентуировано гуманитарное осмысление новых функций и компетенций преподавателя-лингвиста в новых образовательных форматах; психолого-педагогические и когнитивные возможности иностранного языка как учебной дисциплины в профессиональной подготовке специалиста.
В различных ракурсах освещался широкий круг вопросов, связанных с формированием культурных и общественных ценностей нового поколения студентов. В этом контексте задачей педагога становится создание таких моделей языкового образования, которые должны стимулировать лингвистическую рефлексию осознания индивидуальных ценностей для достижения социальных и гражданских целей.
В современном академическом интерьере образовательная парадигма воспроизведения знания сменяется парадигмой коммуникации, определяющей цели изучения иностранных языков. Эта теза была развернуто раскрыта в представлении целей и методов развития метакогнитивных умений, способных активизировать процессы самоконтроля в ходе выполнения задания, и их отличия от метакогнитивных знаний. Сегодня в процессе обучения фокус внимания смещается от преподавателя к студенту, его осмысленному обучению и приобретению необходимых компетенций. Обучающимся необходимо использовать метакогнитивные стратегии для достижения уровней анализа, оценки и творчества. В основе организации студентоориентированного обучения иностранному языку видится таксономия Блума, выстраивающая иерархию уровней мышления: память, понимание, применение, анализ, оценка, творчество; сообразно, в процессе обучения преподаватель должен ориентироваться на развитие обучающихся от низшего уровня – памяти к высшему – творчеству.
В выступлениях наглядно продемонстрировано возрастание как роли иностранного языка в профессиональном развитии личности, так и значения личностных характеристик студентов при выборе ими обучающих стратегий, ибо индивидуальность студента может быть важным фактором успешности освоения иностранного языка. Избранная студентом образовательная стратегия определяется как ментальные процессы, задействованные для получения, хранения, использования учебной информации и эффективного переноса знания в другие ситуации. Показана пятифакторная модель общего функционирования личности (Р. Маккрей и П. Коста) – экстраверсия, конформность, сознательность, открытость опыту и нейротичность. Если преподаватель учитывает в своей работе наиболее действенное сочетание этих факторов, образовательный эффект может значительно повышаться.
Акцентирована значимость потенциала иноязычного образования не только для лингвистической социализации, но и для развития критического мышления студентов нелигвистических вузов в рамках курса иностранного языка. Технология развития критического мышления (ТРКМ) относится к активным методам обучения и исследуется в рамках теоретических и практических направлений педагогики и методики обучения иностранным языкам (Клустер Д., Пол Р. Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж, а также отечественными исследователями М.В. Клариной, И.О. Загашевой, С.И. Заир-Бек). На конференции рассмотрены теоретические и практические аспекты интегрирования технологии развития критического мышления в план урока иностранного языка в нелингвистическом вузе; разработаны планы занятия с мозговым штурмом, кластерами, “тонкими и толстыми вопросами”, прогнозированием содержания текста. Педагоги пришли к выводу, что современная универсальная личностно-ориентированная технология ТРКМ представляет собой целостную систему, формирующую базовые навыки человека открытого информационного пространства, гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.
Одним из способов решения сложившихся вызовов и потребностей университета постмодерна становится образовательная технология STEAM, основанная на комплексном междисциплинарном и прикладном подходе к изучению определенной проблемы или явления. Сегодня система STEAM развивается как один из основных трендов образования, важный элементо национальной стратегии развития талантов, эффект синергии для понимания законов окружающего мира и развития навыков будущего 4К (коммуникация, кооперация, критическое мышление, креативность), необходимых студентам уже сегодня. Рассмотрены методы проектного и проблемного обучения иностранному языку, отмечена важность применения обеих методик для повышения заинтересованности студентов в изучении иностранного языка. Выступающие показали, как внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только студента, но и самого педагога.
Особого внимания для развития прагматических компетенций заслуживают критерии отбора профессиональных текстов. Интерпретацию учебного текста можно представить как процесс выявления средств выражения концепта – идеи произведения, формируемой тремя слоями информации: фактуальной (представленная автором информация, способствующая развертыванию сюжета); подтекстовой (ассоциируется с авторским замыслом); содержательно-концептуальной (средоточие смыслов, объем которых зависит от цивилизационного багажа «потребителей» учебного текста – преподавателя и студента), по терминологии проф. И.Р. Гальперина. Учебный текст являет собой «открытую» языковую систему, для интерпретации которой не существует границ и норм. Современная социокультурная ситуация характеризуется стремительным увеличением информации и как следствие запросом современного общества на верификацию и критическое осмысление возросшего объема данных. В этой связи обучение студентов культуре аналитической работы с гуманитарными текстами играет особую роль.
В содержательном плане лингвистическое поле конференции охватывало исследования по интеграции лингводидактического потенциала mindmapping, стимулирующего творческое и аналитическое мышление студентов, создающего из зачастую бессистемных знаний целостную структурную картину; обучение продуктивной письменной речи; освоение принципов построения лингвистического корпуса для исследования профессионального дискурса.
Интересными и актуальными показались вопросы, связанные с психоэкологическим подходом к лингвокультурологической концепции преподавания иностранного языка в вузах гуманитарного профиля, в частности, психолого-педагогическими аспектами обучения речевому мастерству. Развитие иноязычной речевой деятельности студентов видится фактором развития индивидуальных личностных качеств и является предметом междисциплинарных исследований. Гуманитарный подход в обучении иностранному языку предполагает повышение общекультурного уровня студентов, их эмоциональной стабильности, сознательности, что связано с развитием профессионально ориентированных интересов, получением качественно нового образовательного опыта, принятием новых социальных ролей.
Докладчиками предложена совокупная система вербальных и невербальных инструментов общения в парадигме отношений преподаватель – студент. Грамотное использование как вербальных, так и паралингвистических коммуникативных инструментов повышает уровень доверия со стороны студентов, усиливает их мотивацию к общению и способствует установлению благоприятной психологической атмосферы на занятии, помогает студентам решать разноплановые коммуникативные задачи, быстрее воспринимать кросс-культурные социальные нормы и адаптировать под них своё личностное отношение и поведенческие модели. В гармонии с этими постулатами разрабатывалась тема препятствий на пути конструктивного общения (прерывание, догадки и предположения, а также неоднозначность и неопределенность восприятия информации) и способов их устранения.
Проведен анализ игровых образовательных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин как способа преодоления лингвоэтнического барьера в учебном процессе. Подчеркивалась дискутивность концепции «edutainment» как сопряжения образования и развлечения, а точнее, «интересного время провождения», в академическом образовании и способности преподавателя устанавливать необходимый уровень «рабочей атмосферы» в геймификации. Созвучным оказался и круг вопросов, связанных с синематологией, в частности, функции названий кинофильмов и их реализация в переводе через поликодовый текст.
Особое внимание на пленарном и секционном заседаниях было уделено анализу ключевых психологических рисков в преподавании языков под влиянием цифровой трансформации образования. В перспективе роста доли гибридного и онлайн-обучения были выявлены ключевые психологические риски, сопровождающие цифровую трансформацию образования: снижение мотивации и вовлеченности учащегося в процесс обучения; изменение коммуникативного взаимодействия из-за снижения перцептивных компонентов; повышение вероятности профессионального выгорания педагогов; даны практические рекомендации по снижению этих рисков. Естественным продолжением этой темы предстало педагогическое проектирование в практике инклюзивного высшего образования посредством применения различных цифровых инновационных технологий.
На секции по вопросам философии преподавания языков и культур обсуждались философия культуры как учебная дисциплина магистерской программы; философская интуиция как концепция взросления человеческой личности; «Смерть автора» Р. Барта в оптике рассмотрения роли автора, языка и читателя с точки зрения элементарной математики; взгляд на культуру, как на сферу действия, взаимодействия и взаимопроникновения структур различной сложности.
Знаменательно, что в фокусе интереса оказались современные тенденции в сферах различных языков: языковая креативность в период общественной напряженности (пандемии) как реакция языка на изменения в политической и социальной обстановке на материале французского языка; региональные различия и взаимное влияние американского и европейского вариантов испанского языка; сложности обучения китайских студентов английскому языку и методы их преодоления.
Предметом обсуждения экспертной дискуссии стала третья миссия университета - термин, обозначающий вклад университетов в развитие общества. В широком смысле третья миссия рассматривалась как многомерный феномен, на равных включающий в себя социальное, культурное и научно-образовательное измерения, т.е., естественны и необходимый способ развития университета в современном мире.
Оргкомитет отмечает солидную аналитическую основу всех представленных научно-методических изысканий и практическую ценность разработок для применения в учебном процессе и выражает признательность участникам и гостям конференции за яркие научные выступления и заинтересованное обсуждение поставленных вопросов.