РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Культурные привилегии: острые углы сегодняшнего дня
23.06.2020

Культурные привилегии: острые углы сегодняшнего дня

В РГГУ прошла конференция-коллоквиум, посвященная метаморфозам снобизма в наши дни.


Разговоры о противопоставлении различных способов отношения к культуре часто упирались в этическую проблематику и не шли дальше, отдельные этические оценки «аристократизма», «снобизма», «культурного демократизма» до недавнего времени сводились к характерологии или социологии культурного потребления. Сейчас мы видим, как споры о столичности и провинциальности, равном и неравном доступе к образованию, стандартах культуры и культурном каноне, получают этическое измерение с самого начала. Уже невозможно говорить о культурных привилегиях, не обсуждая этические вопросы доступа к культурным благам. Но что из этого следует для культуры, невозможной без иерархической дисциплины и разных форм лидерства — что признает и современная этология и психология?

Организаторами конференции-коллоквиума выступили Евгения Воробьева (Институт филологии и истории РГГУ), Ксения Ельцова (Факультет культурологии РГГУ) и Александр Марков (Факультет истории искусства РГГУ). Конференция прошла при поддержке проекта «Гуманитарные Среды на Чаянова».

На конференции-коллоквиуме был поставлен ряд вопросов, связанных с культурным потреблением, престижем, неравенством доступа к культуре и коллизиями культурных иерархий.

  • Как в современном мире функционируют маркеры привилегированности: столичность, снобизм, показное потребление?
  • Формируется ли на них реакция вроде прежнего «антигламура» и что она означает?
  • Императив «новой скромности», ограничения потребления, появлялся в последние три десятилетия не раз, насколько он может стать культурной нормой? Или он приводит к редукционизму и новым конфликтам?
  • По каким линиям происходят сейчас разломы в культурном потреблении? Какую роль играют здесь сетевые медиа, а какую — современные габитусы?
  • Что такое современный снобизм как определенное историческое чувство, как он соотносится с разными формами пассеизма, ностальгии, ролевых игр? Чем сноб отличается от реконструктора высокой культуры?
  • В онлайн-конференции приняли участие представители различных вузов Москвы, давно сотрудничающие с проектом “Гуманитарные Среды на Чаянова”.

Анна Ганжа (НИУ ВШЭ) в докладе Интеллектуальный тонус и его социально- политические корни рассмотрела, как старые и новые культурные привилегии (например, позиции «любителя оперы», «смотрительницы музея», «знатока истории философии») поддерживаются не столько экспертным взаимодействием или более активным участием в культурном производстве, сколько «тонусом», в котором культурная привилегия и культурный долг неотделимы. По мнению докладчицы, этот «тонус» проявляется и в том, как себя ведут некоторые российские интеллектуалы: для них особая эмпатия, некоторое культурное миссионерство и одновременно охранительство, и оказывается тем языком, тем способом, которым только они и могут семантизировать предмет собственных занятий, сделать значимым, убедить себя и других в его значимости. Такая модель тонуса противоположна философской дискуссии, но она вполне может способствовать распределению привилегий в узком круге своих. Потом этот вопрос о «своих» по А. Юрчаку, о наследовании габитусов советского времени в постсоветском пространстве и о привилегированном доступе к интеллектуальной продукции и ее толкованиям как основе постсоветского снобизма стал одним из центральных в дискуссии.

Андрей Тесля (БФУ имени Канта) в докладе Проблематичность «досуга»: культурные привилегии в новых темпоральных режимах рассмотрел важное противоречие: хотя философия и культура начинаются с досуга, сами методы культурного и интеллектуального производства в современном мире противоречат досугу, они требуют постоянного подкрепления своего статуса, постоянной публичности, освоения новых коммуникаций. Поэтому поневоле этот не-досуг тоже становится привилегией: кто способен отстоять свой статус, тот и воспринимается как пример свободно мыслящего интеллектуала. Такие репутации появляются скорее среди читателей интеллектуалов, чем производятся самими интеллектуалами, мыслящими предметно: но разрыв между тем, как понимает предмет интеллектуал, и модами на интеллектуальное как что-то распредмеченное остается до сих пор очень силен.

Ксения Ельцова (РГГУ) в докладе Экономика «качественного» смысла: цифровые медиа и аудитории «избранных» проанализировала употребление слов, связанных с культурными привилегиями в умной прессе последних полутора десятилетий. Хотя вся эта пресса декларирует свой демократизм и просветительство, отказываясь от прежнего противопоставления элиты и масс, сами эти проекты подразумевают более тонкое различения интеллектуального как качественного и коммерческого как количественного. Поэтому хотя эти медиа и пользуются привилегиями коммерческого поля, со всеми технологиями продвижения, они так настаивают на своем творческом и интеллектуальном характере, чтобы это продвижение казалось простым эффектом их просветительской миссии, что приводит уже к большим сдвигам в самой просветительской или культуртрегерской программе.

Евгения Воробьева (РГГУ) в докладе Проект «русский литературный постмодернизм» и конструирование элитистских стратегий в постсоветской культуре предложила обсудить, как именно позднесоветская ситуация экономики дефицита проявлялась в позиции интеллектуалов в 1990-е годы, когда дефицитом стали уже не товары, а идеи. Вместо доступа к благам доступ, например, к постмодерной теории и был воспринят как производство чего-то социально и экономически престижного. Таким образом, проект русского постмодерна, оказавшийся в центре культурного процесса и маргинализовавший другие проекты, в конце концов выразившийся в прото-гламуре конца 1990-х, например, в кампании «Неофициальная Москва», не просто поддерживал некоторые иерархии, но и сам оперировал понятием «нормы», настаивая на «правильном своем» культурном потреблении и противопоставляя «чужому неправильному». В дискуссии обсуждалось, что в регионах часто старые статусы интеллигенции оказывались устойчивыми, сохраняли уважение, и что нельзя забывать и о столичных трикстерах, работавших между этим протогламурным интеллектуальным полем и маргинализованными полями, как Дмитрий Галковский, а равно как и вненаходимых этой ситуации интеллектуалах как Владимир Бибихин, который среди философов был как бы маргинален как православный, а среди православных как западно-ориентированный.

Александр Марков (РГГУ) в докладе «Престижное производство» и постсоветские культурные роли рассмотрел употребление слов мода и престиж в медиа нулевых и десятых годов. Если слово престиж стало обозначать не столько качество, сколько наличие ажиотажа, то слово мода — нечто для знатоков, скромное, не вызывающее большого внимания, но достающееся по заслугам. Тем самым выносился за скобки вопрос об объективном неравенстве: большой город как бы всегда престижен, а на модные вещи люди право заслужили своими заслугами. Престижными назывались хабы: престижен Нью-Йорк, потому что в него все приезжают, престижен вуз, в который многие поступают — это был не вопрос качества, а ажиотажа. И наоборот, модными оказались разные формы дауншифтинга. По сути, перед нами старое риторическое противопоставление героического и идиллического, которое смещает акцент с престижного потребления на вовлеченное производство престижа и моды, чтобы забыть, насколько остро на самом деле стоит проблема неравенства, и что жизнь в других городах не такая, как в столицах.

В подробной дискуссии, занявшей основное время конференции, участники размышляли, насколько можно выводить постсоветские процессы в культуре из позднесоветских, насколько ключи, предложенные Михаилом Восленским, Алексеем Юрчаком или Борисом Дубиным описывают все поля постсоветской культурной жизни. Также обсуждался и вопрос о самом снобизме, каким образом он стал возможен в постмодерную эпоху, настаивающую на демократизме и стирании границ между высоким и низким. Был высказан ряд гипотез о современном снобизме, насколько он является эффектом тех или иных культурных увлечений, а насколько — созданием новых “режимов невидимости”, по аналогии с “режимами видимости”, когда демократическое просто не видно. Обсуждалось и то, как крушение старых режимов отзыва, фидбека в медиа, ориентации на конкретного читателя, вело к нормативизации тех моделей гламура, престижа или качественного потребления, которые отстаивали медиа, и в какой мере “картинка” новых медиа поддерживалась устными и письменными дискурсами, выработанными не в этих медиа, а в официальном быте, литературе или образовании. Особое внимание было уделено литературе, где смена поколений всегда виднее чем в других искусствах, а значит, виднее и те стратегии, которые используются для утверждения собственного престижа.

По итогам конференции-коллоквиума было решено продолжить обсуждение вопросов структуры современной культуры, дискурсов легитимации тех или иных режимов креативности и элитарности, инструментализации культурных привилегий, отношения экспертного или профессионального знания в культуре с господствующими габитусами или интуициями. Эти вопросы планируется обсуждать как на семинарах, так и на конференции, проведение которой возможно в 2021 году и концепцию которой решено разработать в ближайшие месяцы.

Автор: Александр Марков



Поделиться новостью в Телеграм!
Наука
читайте также
31 марта 2025
Новый номер журнала «История и архивы»

Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы» (дайджест №1 за 2025 год), основной проблематикой которого является анализ фактов, событий и процессов отечественной и мировой истории.

25 марта 2025
«ЧИТАТЕЛЬ – ЗРИТЕЛЬ – СЛУШАТЕЛЬ: рецепция визуального»

13–14 марта 2025 г. в Институте филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета прошла XVI межвузовская студенческая научная конференция «ЧИТАТЕЛЬ – ЗРИТЕЛЬ – СЛУШАТЕЛЬ: рецепция визуального».

24 марта 2025
В РГГУ начала работу конференция по вопросам истории архивов и архивного дела

20 марта 2025 г. в РГГУ стартовала двухдневная конференция «Историко-архивоведение: архивы, архивное дело и архивоведческая мысль в России и за рубежом. История и современность» (К 100-летию Первого съезда архивных деятелей РСФСР)», посвящённая актуальным проблемам отечественного и зарубежного архивного дела.

07 марта 2025
Новый номер журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика»

Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика» (дайджест №1 за 2025 год), в котором публикуются материалы, посвящённые изучению устных традиций и ритуальных практик, архаической мифологии и её модификаций в Новейшее время, а также рассмотрению данных проблем в междисциплинарном поле.

05 марта 2025
Приглашаем к участию в Финатлон форуме

Открыта регистрация на конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных на тему устойчивого развития, инвестиций и финансовых рисков в рамках Финатлон форума.

25 февраля 2025
В РГГУ прошла защита отчётов научных коллективов

18 февраля 2025 г. на заседании Научно-экспертного совета РГГУ состоялась защита отчётов по итогам реализации научно-исследовательских проектов в рамках конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ».

21 февраля 2025
История в цифре: знание о прошлом в фокусе современных технологий

20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.

19 февраля 2025
История и современность: в РГГУ стартовала Историческая Модель ООН

17 февраля в Российском государственном гуманитарном университете стартовала XVII Московская Международная Историческая Модель ООН РГГУ 2025, призванная максимально точно воссоздать работу основных органов и специальных учреждений ООН в рамках школ и вузов.

07 февраля 2025
Один день, одно десятилетие и целый век российской науки

7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».

07 февраля 2025
В РГГУ прошло обсуждение издания «История России в 20 томах»

Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.