21 декабря на заседании Научно-экспертного совета РГГУ состоялось обсуждение отчетов по итогам реализации научных проектов – победителей конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ» в 2020 г.
Конкурсы, объявленные по инициативе руководства и ученого совета РГГУ, были проведены Управлением по научной работе РГГУ с целью отбора лучших заявок на реализацию научных проектов, имеющих существенное значение для развития отрасли науки или прикладное значение (с возможностью внедрения социально значимых разработок), поддержки ведущих научно-педагогических школ РГГУ и молодых исследователей.
Прием заявок на конкурсы проводился в университете в ноябре 2019 г. — январе 2020 г., реализация проектов – с февраля по декабрь 2020 г. Общее финансирование конкурсов из бюджета РГГУ составило 2,9 млн. руб. Победителями стали девять научных коллективов РГГУ, руководители которых представили результаты их реализации.
Первый проректор — проректор по научной работе РГГУ Ольга Павленко на заседании Научно-экспертного совета подчеркнула, что научная результативность проектов имеет важное значение для университета. Все проекты, поддержанные по итогам конкурса, успешно завершены, несмотря на неблагополучную эпидемиологическую ситуацию из-за вспышки коронавирусной инфекции.
Среди основных итогов конкурсов – публикация одной монографии, 95 статей (в т.ч. 8 в периодических изданиях, индексируемых в международных наукометрических базах данных Web of Science и Scopus); проведение двух международных конференций и тринадцати студенческих научных мероприятий по теме проектов. В рамках проектов подготовлены две докторские и одна кандидатская диссертации; 10 выпускных квалификационных работ студентов.
Учитывая успешный опыт проведения конкурсов, в декабре 2020 г. был объявлен прием заявок на конкурсы «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ». Заявки принимаются до 17 января 2021 г.
Далее представлены основные научные результаты, полученные в ходе реализации проектов – победителей конкурса, и презентации, подготовленные на основе отчетов.
ПНК «Разработка Методики оценки конкурентоспособности товаров отраслей промышленности по отношению к зарубежным товарам-аналогам на внутреннем и внешнем рынках»
Участники:
Абаев А.Л., д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы, декан факультета Рекламы и связи с общественностью ИЭУП РГГУ.
Голова А.Г., канд. соц. наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ.
Гуриева М.Т., канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ.
Иванюшин Д.В., преподаватель кафедры маркетинга и рекламы ИЭУП РГГУ.
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:
Проанализировано современное состояние изучения проблем развития конкуренции, конкурентоспособности и внешнеэкономической деятельности, поддержки средних и малых предприятий (СМП), а также защиты «системообразующих организаций российской экономики» от действия конкурентных сил.
Раскрыт генезис формирования системы контроля государством над развитием конкурентоспособности национального производителя с учетом международного и российского опыта; выявлены проблемы современных «институтов развития» и институтов внешнеэкономической деятельности, влияющие на конкурентоспособность отечественных продуктов и производителей на внешних и внутренних рынках, в условиях акселерации экспорта продукции СМП.
Проведена систематизация нормативно-правовой документации, легитимизующей полномочии и ответственность всех государственных структур, вовлеченных в внешнеэкономическую деятельность или связанных с «институтами развития» (Минэкономразвития, Минторговли, Группы ВЭБ, АО РЭЦ, ТПП); изучены документы «национальных проектов», разработанные в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и их дорожные карты для определения факторов внутренней политики, влияющих на конкуренцию и конкурентоспособность.
Определены индикаторы конкурентоспособности объекта на микро- уровне (продукта) и макроуровне уровне (отрасли) на внутреннем и внешнем рынках, связанные с ценообразованием, рисками поставки и рыночными условиями; обоснованы принципы формирования методики оценки конкурентоспособности промышленного продукта, с выбранными трёхуровневыми границами зон, действующих коэффициентов, вес которых будет определятся товарной категорией.
Разработан специальный сайт на платформе BITRIX РГГУ на котором происходит накопление материалов по следующим направлениям: нормативно-правовые акты; госструктуры, влияющие на конкурентную среду и конкурентоспособность отечественного производителя; материалы, связанные с темой работы, публикации проектного коллектива, зарубежные источники с важной аналитической и статистической информацией.
Проведено: несколько on-line лекций, Международная научная конференция: XX Чаяновские чтения «Экономика России: новые реалии и стратегии развития».
Выполнено 6 научных публикаций, подготовлена к печати одна монография, сделано 5 докладов на научных конференциях, подготовлено 2 диссертации на соискание ученой степени.
ПНК «Концептуальный замысел музея РГГУ: предпроектное исследование»
Участники:
Сундиева А.А., профессор кафедры музеологии, канд. ист. наук, доцент (руководитель).
Баканова И.В. канд. филол. наук, профессор, директор Музейного центра РГГУ.
Полякова М.А., канд. ист. наук, профессор кафедры музеологии.
Поляков С.А., соискатель аспирантуры РГГУ.
Стефко М.С. канд. ист. наук, доцент, и.о. зав. кафедрой музеологии.
Фомичева О.А. канд. ист. наук, хранитель музейных фондов.
Черкаева О.Е. канд. культурологии, доцент кафедры музеологии.
Черненко В.В. канд. геолого-минерал. наук, доцент кафедры музеологии, заведующий Научно-экспозиционным отделом Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН.
Специалисты, привлеченные к разработке художественного решения:
Бугаев М.А., генеральный директор «Нео ЭКСПО-Арт», магистр музеологии.
Решетова А.Г., художник проекта, «Нео ЭКСПО-Арт».
Нижегородцева М.В., дизайнер, «Нео ЭКСПО-Арт».
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:
В результате исследования определена оптимальная форма существования музея РГГУ, отвечающая ожиданиям преподавателей и учащихся университета и соответствующая современному уровню корпоративных музеев.
Сформулирована миссия музея: формирование чувства сопричастности к деятельности российского гуманитарного сообщества, создание коммуникационной площадки и креативной среды для научной и творческой молодёжи университета.
Сформулирован концептуальный замысел университетского музея нового типа, опирающийся как на опыт работы классических университетских музеев, так и практики корпоративных музеев, а также современное понимание возможностей музея как участника формирования образовательной среды и локального сообщества.
Выявлены информационные ресурсы внутри университета и информационные базы музейных организаций, возможные каналы комплектования, которые характеризуются как стабильные (подарки, награды, предметы, передаваемые преподавателями и выпускниками). Перспективно формирование базы воспоминаний – бывших и нынешних студентов и сотрудников РГГУ.
Цель музея – выполнение внутриуниверситетских (формирование корпоративной идентичности, образование) и внешних (представительские, просветительские) задач.
Задачи музея:
выявить и обозначить роль РГГУ в современном гуманитарном знании;
повысить престиж университета, демонстрируя его традиции и конкурентоспособность;
актуализировать мемориальные объекты комплекса зданий РГГУ;
предоставить пространство для церемонии включения в университетское сообщество;
стать связующим звеном между академическим миром и обществом, представляя и культивируя университетские ценности;
преодолеть типовую тиражируемую форму университетских музеев, инициируя новые формы деятельности и культурные практики, в т.ч. общественную публичную деятельность;
позиционировать университет на международном уровне через активизацию сотрудничества с Международным комитетом университетских музеев и коллекций при Международном совете музеев (ИКОМ).
Разработана структура будущего музея и его экспозиции, которую предполагается разместить на трех этажах Главного корпуса РГГУ.
Выполнено две научные публикации; принимали участие в Московском международном салоне образования 2020, на Международном фестивале «Интермузей-2020», в V Культурном форуме регионов России.
ПНК «Посредничество между реальным и потусторонним миром в религиозных практиках иранцев-шиитов»
Участники:
Филин Н.А., д-р ист. наук, доцент, заведующий кафедрой современного Востока ФИПП ИАИ (руководитель).
Башарин П.В., канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.
Бурова А.Н., канд. ист. наук, доцент кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.
Раванди-Фадаи Л.М., канд. ист. наук, доцент кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.
Кокликов В.О., старший преподаватель кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.
Ходунов А.С., преподаватель кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:
Установлено важнейшее значение посредничества между реальным и потусторонним миром не только в религиозных практиках иранцев-шиитов, но и других течениях ислама. Были исследованы такие формы посредничества, как обращение к джинам, мистическим таблицам и предметам, а также апеллирование к шахидам. Установлена связь между современными практиками шиитов и суфийской традицией.
Выявлены специфические черты современного культа имама Хомейни, заключающиеся в его святости, а также особой организацией места его упокоения.
Определены попытки переноса образа имама Хомейни на нынешнего Лидера Исламской Республики Иран Али Хаменеи. Это выразилось в наделении его титулом «имам», что, однако, не нашло массовой поддержки.
Уточнены полномочия и функции шиитских религиозных наставников, включая вопрос о женском религиозном наставничестве, институт которых претерпел некоторые изменения после Исламской революции в Иране 1979 г.
В научный оборот было введено множество визуальных источников: религиозно-политических плакатов и фотографий святых мест, речей и трудов религиозно-политических деятелей современного Ирана, а также материалы иранских информационных агентств.
Выполнено 6 научных публикаций, в т.ч. 2 в периодических изданиях, индексируемых в международных наукометрических базах данных Web of Science и Scopus; подготовлена к печати одна монография, сделано 10 докладов на научных конференциях; подготовлена одна диссертация на соискание ученой степени.
В рамках проекта были проведены в смешанном режиме с использованием платформы zoom две международные конференции: Международный круглый стол «Посредничество между реальным и потусторонним миром в культурах Востока» и Международная конференция «Реальное и потустороннее в исламе традиции, идеи и практики».
СПНК «Понятие «воображаемый мир героя» и проблемы визуального в литературе»
Участники:
Малкина В.Я., канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой теоретической и исторической поэтики (руководитель).
Белякова А.С., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
Бесова А.В., студентка института филологии по направлению 45.03.01 Филология, профилю Зарубежная филология (компаративистика: языки, литература, культура России и страны специализации).
Булатова А.С., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
Исаева М.В., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
Казаринова П.С., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
Леонова Е.Ю., аспирантка кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
Масалов А.Е., аспирант кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
Монхбат И., аспирантка кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
Самаркина М.Д., аспирантка кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:
Была достигнута первоочередная цель проекта – разработать методологический аппарат, необходимый для углубленного анализа категорий художественного мира и визуального в литературе, применяя междисциплинарный подход, объединяющий философско-эстетические, искусствоведческие, филологические и иные гуманитарные методологии.
Центральное место в исследование занимала категория «воображаемый мир героя», разработанная в рамках научной школы теоретической и исторической поэтики. Установка на анализ данного явления в литературе и визуальной культуре позволила выявить его типологические особенности, а также разграничить миры воображаемые и фантастические в художественном произведении. Исследовательский потенциал категории «воображаемый мир героя» заключается в том, что она выступила в роли способа расширения смежных научных категорий (граница, субъект, хронотоп), важных для дисциплин современного гуманитарного профиля: философии, искусствознания, культурной антропологии.
Материалом исследования послужили произведения словесной, визуальной, аудиальной и синкретической культур: эпические, лирические или драматические тексты; картины, инсталляции или фотографии; песни, постановки, фильмы и даже комиксы или компьютерные игры. Отсутствие ограничений на материал и междисциплинарный подход также помогли привлечь внимание молодых специалистов, что стало свидетельством расширения научного и образовательного потенциала исследуемого понятия.
Как студенческий проект данное исследование послужило и дополнительным творческим стимулом развития молодой науки как свободной циркуляции знаний в современном образовательном пространстве. Мотивация студентов на обмен мнениями, методами и результатами исследований позволила выстроить комфортную среду для межвузовского и междисциплинарного взаимодействия, а посредством самоорганизации были сформированы умения осуществлять организаторскую и научно-исследовательскую деятельность по заявленной теме.
Опубликовано 44 статьи, в т.ч. 33 статьи аспирантов и студентов; состоялось 30 выступлений с докладами на научных конференциях, школах-семинарах, выставках.
Проведено 4 студенческих научных мероприятий по теме проекта: XI межвузовская студенческая научная конференция «Воображаемый мир героя в литературе и культуре: поэтика и рецепция», круглый стол «Визуальное во всём-2», секция «Визуальное в литературе» на «Белых чтениях-2020» аспирантско-магистранский круглый стол «Семиотика. Символ. Событие», презентация сборников, изданных спецсеминаров «Визуальное в литературе» в прошлые годы. Две участницы проекта защитили выпускные квалификационные работы бакалавра на «отлично» и поступили в магистратуру РГГУ на направление «Теория литературы и литературное образование». Аспирантка Леонова Е.Ю. защитила аспирантский доклад по теме «Поэтика гротеска и абсурда в детской литературе (на материале произведений российских авторов XX–XXI вв.)».
Алипов П.А., канд. ист. наук, доцент кафедры истории и теории исторической науки исторического факультета ИАИ (руководитель).
Медведев К.А., аспирант кафедры истории и теории исторической науки исторического факультета ИАИ.
Корнеев И.Е., аспирант кафедры истории России новейшего времени исторического факультета ИАИ.
Морозов Д.В., магистрант исторического факультета ИАИ (направленность «Историческая экспертиза: современные подходы и методы»).
Лебедев М.С., магистрант исторического факультета ИАИ (направленность «Историческая экспертиза: современные подходы и методы»).
Корнев А.А., студент бакалавриата исторического факультета ИАИ (направление подготовки «История»).
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:
Была достигнута основная цель проекта – проведение анализа современного состояния российской исторической науки с точки зрения складывания, функционирования и развития самостоятельных научных школ, определяющих инновационный характер достижений отечественных ученых-историков, а также их преемственность с передовыми разработками дореволюционных и советских коллег с учетом новейших изменений в мировом историографическом контексте.
Достижение вышеуказанной цели стало возможным благодаря строгому и неукоснительному соблюдению ряда принципов. Первый из них заключался в активизации публикационной активности не только самих участников проекта, но и многочисленных студентов исторического факультета ИАИ, вовлеченных в его орбиту. Второй принцип был тесно связан с первым: для продвижения указанных исследований в качестве цельного проекта была существенно усилена диалоговая составляющая научной деятельности по рассматриваемому направлению. Это, в свою очередь, подразумевало проведение как минимум нескольких научных форумов, конференций, круглых столов, где молодые участники смогли бы обменяться накопленным исследовательским опытом не только друг с другом, но и наладить коммуникации с коллегами из других российских вузов.
Выполнено 9 научных публикаций; сделано 11 докладов на научных конференциях; подготовлена одна выпускная квалификационная работа.
Проведено 3 научных студенческих мероприятия. Благодаря проекту состоялось два заседания межвузовского научного круглого стола аспирантов и магистрантов «Актуальные проблемы исторической экспертизы современных социокультурных процессов», ежегодно проводимого кафедрой истории и теории исторической науки исторического факультета ИАИ.
СПНК «Архивисты – участники Великой Отечественной войны»
Участники:
Антонова О.Е., канд. ист. наук, доцент кафедры архивоведения ФАД ИАИ РГГУ (руководитель).
Дзюбенко М.В., аспирант РГГУ;
Гаристова А.О., аспирант РГГУ;
Карандеева А.А., магистрант РГГУ.
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:
Исследовательская работа была приурочена к 75-летию победы в Великой Отечественной войне и 90-летию создания Историко-архивного института.
В результате данного проекта был проанализирован информационный потенциал опубликованных и неопубликованных источников по истории Великой Отечественной войны. Проведено комплексное историко-архивоведческое исследование документов по выявлению участников Великой Отечественной войны – сотрудников архивной отрасли (1941-1945 гг.), сосредоточенных в архивохранилищах (в Центральном архиве Министерства обороны, Центральном государственном архиве Московской области; коллекции документов личных архивов, приобретение документов на аукционе). Проанализированы различные группы выявленных исторических источников (переписка, мемуары, воспоминания, управленческая документация, документы по личному составу).
Собраны сведения и составлены библиографические списки архивистов – участников Великой Отечественной войны.
Практическая значимость проведенной работы определяется введением в научный оборот ранее не известного или малоизученного комплекса источников о судьбе архивистов-участников Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Материалы исследования и его выводы могут быть также использованы при подготовке трудов в области истории архивов России, архивов личного происхождения, для разработки учебных курсов, учебно-методических пособий и программ лекционных курсов и спецсеминаров для историков, архивистов и др. конференциях.
Информация о проекте размещена на сайте «Победа 1945»
СПНК «Религиозная антропология конца XIX – начала XX века: идея нового человека в свете истории науки»
Участники:
Раздъяконов В.С., канд. ист. наук, доцент Учебно-научного Центра изучения религий (руководитель).
Базлев М.М., аспирант 3 года обучения.
Маклакова А.А., студентка 2 курса магистратуры.
Пермякова М.А., студентка 4 курса.
Пяткова В.А., студентка 3 курса.
Сачкова Н.М., студентка 3 курса.
Спирин Т.В., студент 2 курса магистратуры.
Шевчук А.И., студент 4 курса.
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:
Предложено целостное описание новой религиозной антропологии как специфического культурного феномена второй половины XIX столетия и продемонстрирована ее связь с историей развития научного знания; дана реконструкция антропологических представлений учений и концепций новой религиозной антропологии второй половины XIX – начала XX столетий (спиритуализм, теософия, французский оккультизм, телепатия, йоги).
Выполнено 13 научных публикаций, в т.ч. 10 публикаций студентов и аспирантов; сделано 13 докладов на научных конференциях; подготовлено 4 выпускных квалификационных работ.
Подготовлен специальный номер журнала «StudiaReligiosaRossica: научный журнал о религии» (№ 4, 2020), в котором были представлены основные результаты работы проекта.
СПНК «Создание сюжетно-мотивного указателя фольклорных рассказов о сновидениях (на восточнославянском материале XX-XXI вв.)»
Участники:
Лазарева А.А., канд. филол. наук, ст. преп. Учебно-научного центра социальной антропологии (руководитель).
Краснова Е.А., студентка УНЦСА РГГУ, 2 курс бакалавриата.
Ковалевская С.С., студентка УНЦСА РГГУ, 2 курс бакалавриата.
Кишкина В.А., студентка УНЦСА РГГУ, 2 курс бакалавриата.
Мещерякова О.В., студентка УНЦСА РГГУ, 2 курс бакалавриата.
Зверкова Е.А., студентка УНЦСА РГГУ, 1 курс магистратуры.
Якунина Д.В., студентка УНЦСА РГГУ, 1 курс магистратуры.
Иванова А.И., студентка УНЦСА РГГУ, 2 курс бакалавриата.
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:
Разработан указатель мотивов пророческих сновидений, позволяющий систематизировать рассказы о сбывшихся снах, записанные в восточнославянских регионах за последнее столетие; введены в научный оборот фольклорные тексты (рассказы о пророческих снах), которые были записаны участниками проекта (очные и дистанционные интервью, онлайн-анкеты).
Разработана методика описания рассказов о пророческих сновидениях, учитывающая структуру текста и логику интерпретации описываемого рассказчиком сна;
Разработаны критерии вычленения отдельных мотивов из рассказов о пророческих сновидениях; сопоставлены мотивы рассказов о пророческих снах с «typicaldreams», описываемыми психологами; определены критерии фольклорности выявляемых в нарративах о пророческих снах мотивов; разработаны способы классификации мотивов пророческих сновидений.
Выполнено 11 научных публикаций, в т.ч. 4 публикации студентов и аспирантов; опубликована одна монография; сделано 14 докладов на научных конференциях; подготовлена одна выпускная квалификационная работа.
СПНК «Создание виртуального тура по Институту информационных наук и технологий безопасности РГГУ (технология, виртуальная панорама, алгоритмы создания, защита информации)»
Участники:
Шевцова Г.А., канд. ист. наук, доцент, заведующая кафедрой информационной, заместитель декана по научной работе ФИСБ ИИНТБ (руководитель);
Бовтало Д.Д., студент 3 курса очного отделения направления подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность», Профиль «Комплексная защита объектов информатизации»;
Киселев Д.С., студент 3 курса очного отделения направления подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность», Профиль «Комплексная защита объектов информатизации»;
Козлов Н.С., студент 3 курса очного отделения направления подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность», Профиль «Комплексная защита объектов информатизации».
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:
Проведен анализ источников, оборудования и описана технология разработки виртуального тура. Изучены программы и описания к ним, необходимые для создания конечного продукта. Для окончательного использования в рамках процесса реализации проектной работы были выбраны программные решения для съемки и монтажа панорам, создания виртуального тура, цветокоррекции и обработки изображений.
Разработан виртуальный тур по зданию (помещениям) ИИНТБ с надлежащим описанием (виртуальный тур размещен на сайте ИИНТБ).
Изучены возможные угрозы и уязвимости разработанного программного продукта и возможные угрозы в процессе эксплуатации, проанализированы возможные уязвимости размещенных в интернете изображений, а также на основании анализа был подобран вариант реализации продукта.
Выполнено 3 научные публикации; сделано 7 докладов на научных конференциях; подготовлена одна выпускная квалификационная работа.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом РГГУ и согласны с ними. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.