28 февраля 2019 года в РГГУ состоялась международная научно-практическая конференция «Гуманитарный вектор преподавания иностранных языков», организованная кафедрой иностранных языков РГГУ.
Свои научные и научно-методические разработки представили ведущие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОиЗР ИАИ РГГУ, кафедры романской филологии РГГУ, кафедры истории зарубежной философии РГГУ, а также представители РЭУ им. Г.В. Плеханова, зарубежные ученые и педагоги из различных университетов Болгарии, Швейцарии, Греции, Армении. Участники и гости конференции из различных образовательных институций создали благоприятную атмосферу интеллектуального общения и профессионального сотрудничества.
В представленных докладах язык был обозначен как источник многих социальных процессов; отношения человека с языком в полифонии лингвомаркетологии, лингвоэкономики, лингвоархивистики, юрислингвистики, лингвоконцептологии трактовались как функциональное явление, а именно, смещение статуса с семантики на прагматику, сопутствующую коммуникации.
В процессе работы пленарного заседания и секций конференции была рассмотрена когнитивно-эмоциональная природа учебной коммуникации как фактор транзакционного процесса, предопределяющего и «новую одежду» современной коммуникации, требующего обязательной рефлексии преподавателя и вовлечения в эту рефлексию студентов. Затронутая тема параметров оценивания коммуникации положила начало широкой дискуссии.
Многие выступления были посвящены стратегическим направлениям работы с иноязычным профессионально-ориентированным текстом; был сделан вывод, что методологический прорыв неизбежно приводит к реабилитации текстовой продукции как обязательного элемента формирования языковой компетенции.
В контексте междисциплинарности органично прозвучали современные философские тезисы о художественности языка, побуждающей его функционировать по законам риторики и метафоры, и аналитические выводы о том, что метафорический интеллект обеспечивает гармонизацию уровня профессионализма с уровнем метафоризации речи. В русле синтеза смежных наук сценарная организация общения рассматривалась как в контексте теории фреймов, так и с позиций возможности внедрения в учебный процесс технологии тимбилдинга, значимость которой возрастает в преподавании языка специальности.
В презентациях иностранных участников затрагивались вопросы, связанные с современными подходами в преподавании русского языка и русской культуры в преломлении к национальным методическим школам, скрупулезно описывались принципы делового этикета в иноязычной коммуникации.
В работах, посвященных развитию эко-эмергентного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса, были изложены результаты проведенных эмпирических исследований по устранению фонетических ошибок с помощью технических средств аудирования.
Новые акценты в роли преподавателя-лингвиста трактовались в свете переосмысления традиционной образовательной среды, призывающей современного педагога к формированию собственной философии преподавания. Особое внимание было уделено международной сертификации как повышению квалификации для преподавателей английского языка.
Подчеркивалось, что актуальные тенденции инклюзивного обучения иностранным языкам и рекомендации для эффективной работы рассматриваются с позиций вовлечения обучающихся с ОВЗ в полноценную жизнь социума.
Результаты научных исследований преподавателей будут внедрены в учебный процесс и отражены в публикациях научных статей и учебно-методических работах.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.