14 ноября у входа в читальный зал открылась выставка, посвященная выдающемуся русскому ученому – Юрию Валентиновичу Кнорозову. На выставке представлено более 100 произведений, среди которых: труды Кнорозова, работы, посвященные жизни и творчеству историка, воспоминания, а также издания, знакомящие с историей изучения майя в отечественной и зарубежной историографии. Выставка будет работать до 31 декабря.
Долгое время надписи, найденные в древних городах майя, были для ученых неразрешимой загадкой. Делались правильные предположения о связи этих рисунков с астрономией, проведением ритуалов, календарем, но не более того. Разрешить эту загадку в середине прошлого века удалось молодому советскому ученому Юрию Кнорозову.
Юрий Кнорозов родился 19 ноября 1922 г. в городе Южный Харьковской губернии. В 1939 г., окончив рабфак при Втором Харьковском медицинском институте, Кнорозов планировал получить специальность психиатра, но в то время медицинские институты в первую очередь готовили военных врачей, а Юрий по состоянию здоровья не прошел медкомиссию, что не позволило поступить на медицинский факультет. В итоге Кнорозов поступает в Харьковский университет на исторический факультет.
После начала Великой отечественной войны, Юрий пытается записаться в Красную армию, но признается негодным к военной службе и направляется на строительства оборонительных сооружений в Черниговскую область. Вскоре он оказывается на оккупированной территории и пробирается к своей семье в г. Южный. В 1943 г. вместе с матерью и сестрой, Юрий переходит линию фронта. Его вновь признают негодным к военной службе, и Кнорозов несколько месяцев работает учителем истории в Воронежской области. В сентябре 1943 г. Юрий переезжает с мамой в Москву, где работает его отец. Благодаря тому, что у него сохранилась зачетная книжка, он смог перевестись в МГУ на исторический факультет. В марте 1944 г. Кнорозова призывают на военную службу, которую он проходит в подмосковной части. Демобилизовавшись осенью 1945 г., Юрий продолжает учебу в МГУ, который оканчивает в 1948 г., защитив дипломную работу «Мазар Шамун-наби (среднеазиатская версия легенды о Самсоне)» под руководством декана исторического факультета Сергея Павловича Толстова. Сосед по студенческому общежитию, Севьян Вайнштеин, так характеризовал Кнорозова: «Со мной в комнате, между прочим, жил Юра Кнорозов. Он все отдавал науке: получал стипендию и немедленно покупал книги, а потом у всех одалживал на еду; жил на воде и хлебе». В 1949 г. в журнале «Советская этнография» Кнорозов, на материалах дипломной работы, опубликовал статью «Мазар Шамун-Наби: (Некоторые пережитки домусульманских верований у народов Хорезмского оазиса)».
С 1949 г. Кнорозов начинает работать в Государственном музее этнографии народов СССР в Ленинграде. Здесь он занимается разбором коллекций музея и архивных материалов, находящихся в укрытии в годы войны, а также проводит экскурсии для школьников. Но, свои главные научные исследования Кнорозов посвящает изучению письменности майя. Знакомство с этой темой для Кнорозова началось со статьи П. Шельхаса «Расшифровка письменности майя — неразрешимая проблема» 1945 г., которую ему, еще во время учебы в университете, показал Сергей Александрович Токарев, руководивший этнографическими практиками в МГУ. Кнорозов видит в этом научный вызов, говоря: «То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки». В дальнейшем, ученый говорил, что именно эта работа подтолкнула его к главному делу всей жизни.
Для дешифровки письменности майя Кнорозов изучает старо-испанский язык и переводит книгу Диего де Ланда «Сообщения о делах в Юкатане» (Paris, 1884). В книге епископа Юкатана содержался список соответствий между иероглифами майя и испанскими буквами, всего 27 знаков. Де Ланда не знал, что письменность майя была не алфавитной, а логосиллабической, а помогавшие ему майя в некоторых случаях записывали не произношение испанских букв, а их название.
Работу де Ланда Кнорозов называет ключом к фонетическому чтению текстов майя: «знаки де Ланда имеют именно тот фонетический смысл, который он им приписал». Молодой ученый предлагает новый принцип расшифровки письменности майя. Он считает, что каждый иероглиф соответствует не предмету или букве, а отдельному слову или слогу и иероглифы можно читать вслух. Такой вывод он сделал, изучив существующие на тот момент «Кодексы майя» (Guatemala, 1930), в которых выделил 355 знаков. С помощью азбуки де Ланда, Кнорозов определил наиболее часто встречающиеся знаки, установил фонетическое чтение некоторых слогов и получил структуру текста, доказав, что письменность майя подвергается наращиванию символов, а значит, ее можно прочитать. Результаты своих исследований Кнорозов опубликовал в 1952 г. в статье «Древняя письменность Центральной Америки». В 1953 г. она была издана в Мексике, как бюллетень советского посольства, а затем отдельной брошюрой.
В 1953 г. Толстов способствовал переводу Кнорозова в Институт антропологии и этнографии (Сектор Америки, Австралии и Океании). 29 марта 1955 г. Кнорозов защищает диссертацию по теме «“Сообщение о делах в Юкатане” Диего де Ланда как историко-этнографический источник». В качестве основной задачи Кнорозов ставил доказательство наличия государства у индейцев майя и только потом обоснование присутствия фонетического письма. Организовавший защиту Толстов, пригласил на нее журналистов, предупредив о ее необычности. Само выступление Кнорозова заняло три минуты. По предложению Толстова, учитывая значимость проделанной работы, соискателю присуждают сразу докторскую степень. Уже в апреле 1955 г. выходит книга «Сообщение о делах в Юкатане, 1566 г.». В том же году выходит «Система письма древних майя: [опыт расшифровки]. На Х Международном конгрессе историков в Риме был представлен стендовый доклад Кнорозова «Краткие итоги изучения древней письменности майя в Советском Союзе». В 1956 г. Кнорозов принимает участие в международном конгрессе американистов в Копенгагене, его доклад вызвал большой интерес. Некоторые участники конгресса приняли концепцию Кнорозова, но многие западные ученые, находящиеся под влиянием Томпсона, обвиняли Кнорозова в нарушении научной этики, так как он использовал опыт чтения Томаса и Уорфа. Главный оппонент Кнорозова, немецкий лингвист Томас Бартель, в своем докладе утверждал, что задачей дешифровщика является генерирование максимального количества собственных интерпретаций. В своих последующих работах Томпсон настаивал на том, что письменность майя не была фонетической, а «алфавит де Ланды» всего лишь попытка приспособить пиктографию к новой культурной ситуации или заблуждение миссионера. Но, со временем, все больше майянистов, в числе которых были Майкл Ко, Дэвид Келли, Флойд Лаунсбери использовали метод Кнорозова. В 1979 г., на конференции «Фонетика в иероглифическом письме майя» в Государственном университете Олбани (США), метод расшифровки Кнорозова был признан официально.
В 1960 г. Кнорозов возглавил Комиссию по дешифровке исторических систем письма. В это же время, по распоряжению академика С. Л. Соболева, в Новосибирске создается рабочая группа, которая предпринимает попытку дешифровки письменности майя с помощью электронно-вычислительной машины. Входивший в группу ученых Кнорозов, вскоре разочаровывается в применении ЭВМ в дешифровке и отказывается от дальнейшего сотрудничества. Опубликованные в трехтомном издании «Применение электронных вычислительных машин в исследовании письменности древних майя» результаты не получили признания специалистов из-за многочисленных ошибок.
В 1960–1970-е годы Кнорозов продолжает заниматься дешифровкой. В 1963 г. выходит монография «Письменность индейцев майя», включавшая репродукцию трех кодексов майя. Часть книги составлял каталог иероглифов в количестве 540 знаков, составленных по строго графическому принципу. В 1975 г. Кнорозов издает «Иероглифические рукописи майя» (перевод и исследование всех уцелевших рукописей). За комплекс работ по дешифровке в 1977 г. Кнорозов был награжден Государственной премией СССР. В официальной «Справке о творческом вкладе соискателя», Кнорозов был поставлен в один ряд с основателем египтологии Ж.-Ф. Шампольоном, дешифровщиками древнеперсидской клинописи Г. Ф. Гротефендом и хеттского языка Б. Грозным.
Кнорозов не ограничивался только изучением майя. Уже в 1956 г. он опубликовал совместно с Н. А. Бутиновым статью «Предварительное сообщение об изучении письменности острова Пасхи». В ней авторы пришли к выводу, что знаки острова Пасхи относятся к протописьменности. В дальнейшем, Кнорозов поддерживал теорию своей ученицы И. К. Федоровой, считавшей тексты острова иероглифическими, а их главной особенностью сильно выраженную омонимию.
Кнорозова интересовали различные вопросы американистики, в том числе проблема контактов между Старым и Новым Светом в доколумбовую эпоху. С 1979 по 1990 гг. Кнорозов совершил девять археологических экспедиций на Курильские острова, где изучал пиктографию народности айны и пытался найти следы доайнской культуры, носители которой могли иметь отношение к древней миграции в Америку. Не один десяток лет Кнорозов посвятил дешифровке одной из самых загадочных письменностей древнего мира - протоиндийской. Кнорозов был автором теории «фасцинации» или «завораживания», которой посвятил доклад «Об изучении фасцинации» в 1961 г. Под фасцинацией Кнорозов понимал воздействие сигнала, звука, при котором все остальное как бы стирается, создавая могущественный образ, чье воздействие на человека сравнимо с гипнозом. Фасцинацию ученый искал и находил в истории коммуникаций, религии, поэзии, музыке. Интересно, что эту теорию Кнорозову подсказало наблюдение за тем, как его кошка Ася учила своего котенка охотиться, подавая ему определенные сигналы. На основе этих наблюдений Кнорозов написал статью «К вопросу о классификации сигнализации», в которой развил теорию о том, как работает мозг, зачем вырабатывает сигналы.
Впервые побывать на земле майя Кнорозов смог только в 1990 г., когда по приглашению президента Гватемалы посетил эту страны. Во время пребывания в Гватемале, Кнорозов был удостоен высшей наградой страны, Орденом Кетцаля. В 1992 г. Кнорозов, по инициативе Национального института антропологии в Мехико побывал в Мексике. В 1994 г. Кнорозов был награжден орденом Ацтекского орла, который вручается мексиканским правительством иностранным гражданам за исключительные заслуги перед страной. В 2018 г. в Мексике установили памятник Кнорозову, созданный на основе известной фотографии Юрия Валентиновича с кошкой Асей.
В 1998 г. в РГГУ на факультете истории, политологии и права, по инициативе декана факультета А.П. Логунова, была открыта программа «Культуры древней Мезоамерики в контексте эпиграфического наследия», направленная на сохранение и развитие российской школы эпиграфики майя. Для ее реализации был создан Учебно-научный Мезоамериканский центр, который возглавила ученица Кнорозова, Галина Гавриловна Ершова, а сам Юрий Валентинович стал почетным президентом центра. Через год после смерти Кнорозова, скончавшегося 30 марта 1999 г., центру было официально присвоено его имя.
В 2019 г. в РГГУ был открыт Мультимедийный историко-культурный центр им. Ю. В. Кнорозова, основной задачей которого является организация и осуществление работы по популяризации достижений отечественной гуманитарной науки. В это же время учреждается именная стипендия им. Ю.В. Кнорозова, которая присуждается студентам за заслуги в области истории, археологии, международных отношений, лингвистики, филологии, истории искусств, антропологии и религиоведения.
Вклад Юрия Кнорозова в мировую науку настолько велик, что не случайно в этом году президентом был подписан указ «Об увековечивании памяти Ю.В. Кнорозова и праздновании 100-летия со дня его рождения».