14 и 15 марта 2019 года в Институте филологии и истории РГГУ прошла X юбилейная межвузовская студенческая научная конференция «Наблюдатель искаженных миров: поэтика и рецепция». Конференция традиционно была организована проектом «Гуманитарные встречи» (студенческое научное общество ИФИ) и спецсеминаром «Визуальное в литературе» под руководством Сергея Петровича Лавлинского и Виктории Яковлевны Малкиной.
В этом году на участие в конференции было подано 96 заявок, из которых отобрали 40 докладов, в итоге состоялось 37 выступлений. Докладчики были из 10 городов и 12 вузов – студенты и аспиранты РГГУ, МГУ, НГПУ, ТвГУ, УрФУ, МГОУ, ИвГУ, ЧелГУ, СПбГУ, ОГУ, СГСПУ и CUF.
Заседание X юбилейной конференции открыли руководители спецсеминара «Визуальное в литературе» Сергей Петрович Лавлинский и Виктория Яковлевна Малкина. В приветственном слове было отмечено, что категория наблюдателя, ставшая ключевой на этой конференции, менее отрефлексирована в научном поле, чем те, что были предметом внимания в прошлые годы. Поэтому выступающие кратко остановились на основных характеристиках понятий «наблюдатель» и «искаженные миры». Также Сергей Петрович Лавлинский и Виктория Яковлевна Малкина напомнили об истории и традициях конференций, отдельно подчеркнув важность активного диалога между всеми участниками.
В итоге диалог получился не только во время дискуссий после каждого доклада или во время подведения итогов заседаний: все доклады оказались так или иначе связаны между собой и дополняли друг друга.
Конференция началась с большого блока «Оптика наблюдателя». Первой выступила ИнарИскендирова(МГУ), обратившаяся к особенностям взгляда инопланетянина на человеческий мир, когда человек описывается как другой. Карина Разухина (РГГУ) сконцентрировалась на изучении внутреннего взгляда и выделении черт наблюдателя в новеллах В. Брюсова «В зеркале» и «В башне». Выступившая за ней Анна Платонова (РГГУ) подробно рассмотрела особенности категории наблюдателя в теоретических работах, а также на примерах произведений С. Кржижановского. Анна Медведева (НГПУ) в докладе «Оптическая интрига рассказа В. Набокова “Однажды в Алеппо”» взяла за основу изучение построения видения, а Мария Глазова (ТвГУ) в своем докладе исследовала понятие сверхзрения и его особенности, попутно выстроив типологию зрения как такового, оказавшуюся весьма востребованной в последующих дискуссиях.
Виолетта Эрих и Константин Поташев (УрФУ) рассказали о том, как выстраивается ви́дение трех версий одной истории в романе Е. Сосновского «Апокриф Аглаи», а также о том, какова особенность взгляда на мир «оператора» куклы. Александра Бабушкина (РГГУ) рассмотрела особенности взгляда, искаженного войной, на материале рассказов о войне Н. Тэффи, а Динара Сабитова (РГГУ) выделила ключевые особенности взгляда ребенка на мир взрослых в условиях военного времени на материале произведения Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Оба доклада продемонстрировали необходимость какого-то другого взгляда для того, чтобы по-настоящему увидеть искаженный и нечеловеческий мир войны. Екатерина Леонова (РГГУ) рассказала еще о некоторых особенностях детского взгляда: взяв за основу прозу для детей О. Кургузова и К. Драгунской, она рассмотрела отличительные особенности ребенка-наблюдателя, выделив сходные и различные черты его ви́дения в разных произведениях. Продолжила рассмотрение детского зрения Алиса Медведева (РГГУ), на материале сказки Тима Собакина «Из переписки с коровой» показав, как выстраивается сказка через персонажей и их влияние на мир, и как функционирует взгляд персонажей.
В блоке «Наблюдатель-читатель и точки зрения» Инга Монхбат (РГГУ) остановилась на феномене квартиры в современной драматургии и выделении ключевых особенностей того, как выстраивается система точек зрения в связи с ней. Дмитрий Махов (МГОУ) проследил, как в романе К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели» у героини меняется точка зрения на саму себя и происходящее. Затем Галина Фирсова (РГГУ) выступила с докладом о том, как строится точка зрения наблюдателя в воображаемом мире героя на основе романа В. Набокова «Защита Лужина». Александра Белякова (РГГУ) сосредоточилась на категории читателя как наблюдателя, опираясь на формирование визуальных образов Р.М. Рильке в переводе Б. Пастернака.
В следующем блоке – «Альтернативное пространство: хронотоп и визуальные искусства» – участники сосредоточились на пространственно-временных аспектах искаженного мира и его взаимосвязях с визуальными искусствами. Мария Самаркина(РГГУ) в докладе «Отражение фотографии в зеркале и в живописи» поставила целью прояснить свойства фотографии через сравнение с типологическим наиболее близкими ей, хотя и различными, культурными феноменами (картиной и зеркалом). Алена Еременко (РГГУ) обратилась к теме паратекста-экфразиса и его функции для композиции произведения (доклад «“Это не трубка” как паратекст-экфразис, или Х. Кортасар в роли Р. Магритта (рассказ “Здесь, но где, как”)». Затем Елена Андреянова (ИвГУ) выступила с докладом, посвященным изучению пространства в произведениях Г. Айги. Артем Рыжков (ЧелГУ), взяв за основу своего исследования альбомы «Алхимия» и «Химера» группы «Мельница», рассмотрел мифологическую основу рок-поэзии «Мельницы», а также функционирование модели мирового древа как основополагающей для устройства пространственного порядка в творчестве этой группы. Альбина Закирова (РГГУ) подробно рассказала об особенностях пространственно-временной организации в романе С. Лема «Солярис», выделив на этой основе, в свою очередь, особенности наблюдателя искаженного мира этого романа.
Следующий день конференции (и новый блок «Лирический субъект как наблюдатель») открыла Анастасия Булатова (РГГУ), рассмотрев в стихотворениях Н. Заболоцкого тип наблюдателя, который не просто смотрит на мир, но и меняет его. Полина Лозицкая (СПбГУ) – сосредоточила своё внимание на наблюдателе в поэме Л. Аронзона «Прогулка». Алексей Масалов(ОГУ) в докладе «Искаженные миры в русском метареализме» рассмотрел проблему визуального и невизуального в поэзии А. Парщикова и А. Драгомощенко. Внимание Марии Ганошенко (CUF) также привлекла поэзия А. Драгомощенко, но она исследовала наблюдение без наблюдателя на примере его стихотворения «Нищие знают…». А Диана Наумова (НГПУ) вновь обратилась к рок-поэзии и проанализировала ракурс видения лирического субъекта и его фокализацию в поэтике группы «Аукцыон».
В блоке «Нарратор как наблюдатель» Матвей Щетинкин (РГГУ) рассмотрел наблюдателя в романе Х. Рульфо «Педро Парамо», сосредоточившись на традициях мениппеи. Александра Захарова (РГГУ) обратилась к функции нарратора в романе М. Рыбаковой «Гнедич», а Никита Немцев (РГГУ) говорил о рецептивной и нарративной дезориентации в повести С. Кржижановского «Чужая тема». ДжонгХён Ли (РГГУ) показал, как в фильме Дж. Джармуша «Патерсон» поэт-наблюдатель и нестабильность языка проявляются в образе водопада, связав это с работой М. Ямпольского. Мария Исаева (РГГУ) поставила своей целью выяснить, как функционирует скрытое повествование от первого лица в фильмах Д. Бенсона и А. Мурхеда «Паранормальное» и «Ломка».
Завершал конференцию большой блок «Искаженная реальность как она есть». Ульяна Проскурякова (РГГУ) проанализировала роль наблюдателя в романе Г. Майринка «Ангел западного окна». Снежана Алейникова (РГГУ) исследовала поэтику и рецепцию искаженного мира в романе Саши Соколова «Школа для дураков». Анастасия Явцева (СГСПУ) выступила с докладом, посвященным гротескно-воображаемого миру и культурному коду в лирике И. Кормильцева (стихотворение «Музей мадам Тюссо»). Александра Гуськова (РГГУ) подробно рассказала о специфике построения фольклорного хоррора и особенностях воздаваемой в нем картины художественного мира («Вьюрки» Д. Бобылевой). Анастасия Лясникова(РГГУ) и Константин Будников (РГГУ) обратились к искаженным мирам в кинематографе, рассмотрев кризис идентичности как триггер искаженного восприятия мира (фильм «Жить» В. Сигарева) и искаженную реальность как традицию кинематогрофа стран бывшей Югославии (фильм «Раны» С. Драгоевича), соответственно. Арина Бесова (РГГУ) сосредоточилась на искаженных мирах в сознании персонажа в романе Д. Киза «Таинственная история Билли Миллигана», а Екатерина Сибирякова(ЧелГУ) анализировала принцип зеркальности как способ организации искаженных миров («Один в зеркале» О. Славниковой).
Благодаря тому, что докладчики опирались в своих исследованиях на разный по своей природе и типу восприятия материал (музыка, кино, поэзия, проза), можно было проследить разные типы наблюдателя. Многие доклады перекликались между собой, благодаря чему получилось выделить несколько магистральных сюжетов конференции.
Если визуализировать и попробовать представить себе течение конференции в виде образа, то можно вспомнить о старых театральных прожекторах, в которых для изменения освещения нужно было менять вручную разноцветные слайды. И мы, по сути, в начале конференции рассматривали, как этот прожектор устроен, какой механизм придумал автор и по каким законам он работает (то есть, как выстраивается оптика наблюдателя). При этом важно было видеть, какой именно слайд / призма стоит в этот момент в прожекторе, какую картинку он нам показывает.
На второй части заседания, мы смотрели на персонажей, которых этот прожектор подсвечивает, условно говоря – актеров, которые разыгрывают свои сцены и взаимодействуют друг с другом; как это взаимодействие влияет на их внутренний мир, и как это отражается во внешнем мире. Далее наш фокус внимания был направлен на пространство сцены, на то, по каким законам оно строится, и то, как это выражается в разных искусствах, таких как фотография, живопись, музыка. Во второй день мы уже смотрели на событие наблюдения, отталкиваясь от специфики родов литературы, в которых это все происходит: в лирике и эпике. В завершение мы уже смотрим не на то, как работает механизм по созданию реальности, мы смотрим на сами искаженные реальности, в которых (с учетом всех предыдущих докладов) нам уже гораздо легче ориентироваться.
Также облегчило изучение другой реальности появление одного из ее обитателей. Почетным гостем из искаженных миров стала Муха – символ Х юбилейной межвузовской студенческой научной конференции. Она помогала организовывать мероприятие и рекламировать его, гуляла по РГГУ, встречала участников утром в холле, провела совместную фотосессию со всеми желающими, а также незримо (а иногда и зримо) присутствовала на заседаниях.
Так что надеемся, конференция исказила вашу реальность к лучшему!
Снежана Алейникова, Арина Бесова, Лина Казаринова
(ИФИ РГГУ)
Аудиозаписи докладов http://visualinliterature.podfm.ru/nabludatel
Фотографии: https://vk.com/album-53792463_263853759
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.
Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы», в котором опубликованы научные исследования, основанные на анализе источников отечественной и зарубежной истории.
27 ноября 2024 г. в рамках IV Конгресса молодых учёных прошла сессия «Наука в переходный период: выбор пути», организованная усилиями Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.
Учёные и популяризаторы науки из разных регионов России рассказали о ярких проектах, связанных с историей науки и науковедением.
24 октября 2024 г. в рамках Дней студенческой науки в РГГУ СНО «Клуб по итальянистике» организовал лекцию кандидата философских наук, члена редакционно-издательского совета «Российской Католической энциклопедии» Ивана Владимировича Лупандина.