Роль изображения в социальном и культурном пространстве стала темой прошедшей в РГГУ второй международной конференции «Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях».
В фокусе оказались не только вопросы антропологии искусства — коммуникация людей с образами, социальные роли икон и католической круглой скульптуры, — но и семиотические аспекты: способы кодирования информации на изображении, особенности построения визуальных композиций и визуальных программ. Важным вопросом стало взаимодействием между разными языками культуры — книжным, визуальным и устным.
«Изображения порождают устный текст, они порождают легенды; легенды, в свою очередь, рикошетом влияют на иконографию, — отметил директор Учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени, профессор кафедры истории и теории культуры Дмитрий Антонов, — более того, сам визуальный язык культуры, если мы говорим о византийско-русской иконографии, формульный язык культуры, традиционный язык культуры, обнаруживает много общего, много сходного в принципах своего построения, своей организации, своего бытования с тем как устроен, функционирует устный язык культуры».
На конференции антропологи обсудили как изображения формируют социальное пространство — публичное или частное, пространство города, монастыря, храма или частного дома.
«Иконическое сознание является ключом для понимания целого ряда явлений русской культуры, в том числе поэтики Толстого и Достоевского, или, например, в творчестве Андрея Тарковского, — уверен академик Российской академии художеств Алексей Лидов, — икона и религиозная картина — это не просто разные явления и разные матрицы христианской образности. Это два разных способа, две разные формы миропонимания, осмыслить которые нам еще предстоит».
В пространстве Собора Святой Софии (Константинополь), например, важнейшую роль играет драматургия света и взаимодействия различных медиа; звуковых, световых, оптических обонятельных эффектов. Такие изображения называются пространственными иконами, они соединяют земную реальность и божественный мир.
На примере Богоматери Оранты в конхе апсиды церкви Святой Софии видно, как византийские художники работают с золотым мозаичным фоном. С его помощью они добиваются эффекта живого сияния образа Богоматери. Фигура святой источает свет и находится вне картинной плоскости, выступает над поверхностью изображения, существует в одном пространстве со зрителем. Такое изображение называется пространственная икона, оно призвано соединять земную реальность и божественный мир.
Организатором конференции выступил:
Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ совместно с Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС. Подробнее...
О второй Международной конференции «Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях» на Academia.edu
Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы» (дайджест №1 за 2025 год), основной проблематикой которого является анализ фактов, событий и процессов отечественной и мировой истории.
13–14 марта 2025 г. в Институте филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета прошла XVI межвузовская студенческая научная конференция «ЧИТАТЕЛЬ – ЗРИТЕЛЬ – СЛУШАТЕЛЬ: рецепция визуального».
20 марта 2025 г. в РГГУ стартовала двухдневная конференция «Историко-архивоведение: архивы, архивное дело и архивоведческая мысль в России и за рубежом. История и современность» (К 100-летию Первого съезда архивных деятелей РСФСР)», посвящённая актуальным проблемам отечественного и зарубежного архивного дела.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика» (дайджест №1 за 2025 год), в котором публикуются материалы, посвящённые изучению устных традиций и ритуальных практик, архаической мифологии и её модификаций в Новейшее время, а также рассмотрению данных проблем в междисциплинарном поле.
Открыта регистрация на конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных на тему устойчивого развития, инвестиций и финансовых рисков в рамках Финатлон форума.
18 февраля 2025 г. на заседании Научно-экспертного совета РГГУ состоялась защита отчётов по итогам реализации научно-исследовательских проектов в рамках конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ».
20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.
17 февраля в Российском государственном гуманитарном университете стартовала XVII Московская Международная Историческая Модель ООН РГГУ 2025, призванная максимально точно воссоздать работу основных органов и специальных учреждений ООН в рамках школ и вузов.
7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».
Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.