15 сентября на ВДНХ состоялся круглый стол «Электронные образовательные ресурсы на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: достижения и перспективы развития», который прошел в рамках деловой программы XVII Международной выставки-ярмарки «Сокровища Севера: мастера и художники России 2022», проекта Арктического совета по устойчивому развитию «Дети Арктики: дошкольное образование и плавных переход в школу» и Международного десятилетия родного языка.
Круглый стол был посвящен вопросам разработки современных образовательных ресурсов на языках коренных малочисленных народов, лучшим практикам в сфере информационно - аналитического просветительского контента и их внедрения в практику преподавания языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Нина Вейсалова поприветствовала собравшихся и подчеркнула актуальность обсуждаемой тематики, она отметила, что образование детей коренных малочисленных народов — это одна из главных государственных задач в сфере национальной политики по устойчивому развитию коренных малочисленных народов России.
Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов подчеркнул, что вопросы сохранения и развития языков и культур народов Российской Федерации, поддержки языкового многообразия являются крайне важными для обеспечения межнационального согласия и укрепления единства многонационального народа Российской Федерации.
По мнению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому автономному округу Елены Евтюховой, родной язык — это наследие, на котором говорили предки и должны говорить будущие поколения. Для повышения качества и доступности изучения родных языков коренных народов органы власти всех уровней должны совершенствовать нормативно-правовую базу с учетом современного технологического развития.
Эксперты обсудили цифровые образовательные и научно-познавательные ресурсы, электронные научно-методические ресурсы, а также просветительский цифровой контент для родителей, направленный на создание речевой среды на родном языке. Одним из представленных в ходе конференции проектов стал Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Интерактивный атлас разрабатывается специалистами РГГУ совместно авторским коллективом из ведущих академических институтов и университетов России, представителями коренных малочисленных народов.
Аналитик проектного офиса по разработке Интерактивного атласа Илья Шпонарский рассказал про его реализацию. «К моменту окончания проекта в Интерактивном атласе будут представлены сведения о сорока народах. Он также имеет встроенный картографический сервис, где представлены территории традиционного проживания коренных народов», — отметил он.
Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Григорий Ледков в своём выступлении отметил, что этот проект – яркий пример того, как наука работает с представителями самих коренных народов.
«Главный принцип любого проекта, который касается коренных народов, — это проводить исследования при полноценном участии этих народов. Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является хорошим примером такого взаимодействия», — подчеркнул президент Ассоциации.
В качестве основного символа Интерактивного атласа была выбрана гагара – птица, фигурирующая в мифах о сотворении мира у многих народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Атлас — это многоуровневая база данных о жизни и культуре коренных малочисленных народов. Цель проекта – анализ, научная систематизация и подготовка к использованию большого объема данных об этнополитическом, историко-культурном, социально-антропологическом и лингвистическом многообразии.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.