РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Проблемы философии и распределение ролей в современном искусстве – в фокусе внимания конференции «Теории и практики современного искусства»
08.10.2019

Проблемы философии и распределение ролей в современном искусстве – в фокусе внимания конференции «Теории и практики современного искусства»


Традиционная ежегодная конференция «Теории и практики современного искусства», прошедшая 7 октября в РГГУ, была посвящена новым тенденциям в современном искусстве, сложному соотношению глобального и локального, перипетиям замысла и воплощения.

В центре внимания дискуссий оказались новые средства коммуникации, коммуникация средствами искусства и перспективы интеграции искусствоведения, социологии и психологии культуры и современных теорий систем. Искусствоведение оказалось важнейшим инструментом исследования не только новых форм и стратегий искусства, но и культурного диалога, в контексте социальной миссии художника и куратора. В этом году особо значимы для докладчиков оказались проблемы современной философии и теории, состояние философии в эпоху всемирных сетей и распределение ролей в современном искусстве, включающее роль теоретика и философа.

Декан Факультета истории искусства Владимир Алексеевич Колотаев в докладе «Перспективы исследования киноидентичности» показал, как кино служит очень точным инструментом исследования идентичности. Идентичность современного человека сложна, включает в себя различные парадоксы идентификации, и литература с её готовыми повествовательными стратегиями не всегда успевает за процессами слома и усложнения идентичности. Кино оказывается и экспериментальной площадкой изучения идентичности, и средством познания современным человеком своего места в мире. Опираясь на признанные философские и психологические модели, докладчик показал, как компетентный кинозритель может достраивать свою идентичность и догадываться о кризисе чужой идентичности. Практическим выводом из доклада могла бы быть новая кинограмотность, аналогичная правильному чтению литературы, различающему позиции автора и героя, внешнюю и внутреннюю речь. Только экранные искусства устроены иначе, в них позиции выстраиваются самими образами, а речь всегда достраивается зрителем.

Доцент кафедры КиСИ Ирина Николаевна Захарченко в докладе «“Образы-фантомы” Аби Варбурга в кураторских проектах Ж. Диди-Юбермана» рассмотрела принципы полемики известного современного теоретика и куратора с иконологией. Диди-Юберман настаивает на симптоматичности и связности образа как внутреннего опыта, и критикует сведение симптоматики к реакциям и готовым формулам пафоса. Видя фреску Беато Анжелико «Благовещение», мы чувствуем недоговоренность, выраженную белизной как симптомом неопределённости. Также Диди-Юберман вводит понятие воображения не в смысле конструирования, а в смысле «послевкусия» произведения искусства. Докладчица показала, как аргументы Диди-Юбермана и его собственные выставочные проекты связаны с современными дискуссиями о природе эмоций. Так, он представил панель 42 «Скорбь» из «Мнемозины» Варбурга как движущуюся и характеризующую визуальные привычки людей ХХ века, сформированные кинематографом.

Преподаватель кафедры КиСИ Борис Павлович Клюшников в докладе «Теория современного искусства и проблема времени в философии Гегеля», опираясь на доводы С. Жижека и К. Малабу, предложил дискуссию о том, как гегелевское понятие времени позволяет переопределить парадоксальный термин «современное искусство». Опыт общения с современным искусством требует учитывать разные образы современности и при этом вырабатывать свой образ, что современно. Эта диалектика возникающих образов оказывается парадоксальной, пока мы не обратимся к системе Гегеля, позволяющей определить, кто объект, а кто агент «современного времени». Мы можем стать современниками друг другу, когда активно производим сам художественный процесс и его восприятие, примеры чему можно найти в романтизированном постконцептуальном искусстве, что и позволяет вернуться к постромантизму Гегеля как убедительной концептуализации современности. У Гегеля ретроактивная необходимость сама случайна, сюрприз, что важно для позиции зрителя в современном искусстве.

Преподаватель кафедры КиСИ Андрей Георгиевич Рейнер в докладе «Практика создания современной музейной экспозиции в контексте тенденций современного искусства» проанализировал практику видеомэппинга на множестве примеров, выделив такие функции этих видеорешений, как реорганизация пространства, новая идентификация институции, первичный комментарий к кураторскому проекту, возрождение старых стилей как языка для новых проектов. Кураторы, имея дело с ограниченностью тем и готовыми пространствами, вынужден осмыслять состояние времени и пространства, привлекая в том числа физические и космологические гипотезы, и визуализовать уже не отдельные явления или идеи, но целые направления научного или общекультурного поиска. Также докладчик проанализировал историзацию инсталляций в современном искусстве, как способ анализа как природы композиции, так и природы музея как такового. Инсталляции как консервативные, так и новаторские обретают и перформативное измерение, но всякий раз по-разному. Докладчик показал, как в современном кураторстве вызревают новые виды искусства.

Профессор кафедры КиСИ Александр Викторович Марков в докладе «Выставка текстов: возможные локальные перспективы» связал сочетание текста и изображения с обсуждаемыми современной теорией проблемами переводимости и непереводимости. Невозможность выразить сами языковые проблемы, например, языковую нехватку беженцев и мигрантов, требует «перевода» социального искусства на план визуальной символики. Текстом в таком случае может оказаться вещь, плакат, само выставочное пространство, и этот текст уже не просто «переводится» куратором на язык повествования, но требует более одного перевода, в том числе независимого от куратора или художника. Проанализировав несколько проектов, созданных на культурном фронтире, докладчик показал, что в этих проектах всегда есть парадоксальный каламбур как способ взламывания структур насилия, который и дополняется ассоциативной вдохновенной свободой визуального ряда.

Преподаватель кафедры КиСИ Эльвира Валерьевна Жагун-Линник в докладе «От глитча к пост-глитчу» рассмотрела превращение выразительного приема технического сбоя в отдельную отрасль искусства. Согласно докладчице, если глитч демонстрирует границы и возможности визуальных искусств, то пост-глитч представляет собой рефлексию над природой искусства как таковой. Технический сбой, превращённый в метод, показывает, что коммуникация в искусстве не сводится к готовой передаче сообщений, но требует постоянной конвертации материала в форму, переживаний — в кураторские идеи. Также докладчица подробно проанализировала тексты и манифесты глитч-движения, в частности, дискуссии о товарности глитча и соотношении артефактов и проектов в этом новом направлении искусства.

Доцент кафедры КиСИ Елена Николаевна Солнцева в докладе «К проблеме выделения сериала в отдельное медиа» раскрыла потенциал развития сериала как вида искусства. Сериалы претерпели ряд изменений в последние годы: поменялись способы доставки, из кино заимствованы эксперименты с длиной кадра, даже были заимствованы некоторые операторские и цветовые решения. Но сериальное пространство мы не спутаем с кинематографом, потому что оно «театральнее», с типовыми декораторскими решениями. Но даже приближение сериала к кино не стирает до конца наследия радиопостановок, что всё надо слышать, ничего важного нельзя сказать только визуальными средствами. Проблемой также является разное коннатационное значение знаков в разных культурах, и это иногда мешает давать такие же глубокие концепции реальности, как в авторском кино. При этом новый высокобюджетный сериал создаёт свою среду, которая и оказывается общим языком для разных культур.

Доцент кафедры КиСИ Сергей Юрьевич Штейн в докладе «Онтология кураторства» показал, как можно вписать кураторство в общую теорию деятельности, рассмотрев функциональные аспекты кураторства для получения результата, с точки зрения «продуктивного контейнера», иначе говоря, того, что же можно произвести. В докладе кураторство было представлено как определенный алгоритм, позволяющий выбрать производство необходимой информации исходя из телесных и ментальных свойств человека. Куратору поможет теория информации, в частности, новейшие исследования о переводе чувственной информации в осознанные образы и о специфике трансформации объектов и представлений в творческом акте. Теория деятельности позволяет определить, чем именно занимается независимый куратор.

Доцент кафедры КиСИ Екатерина Александровна Карцева в докладе «Художественная выставка и ее популярность в контексте коммуникативных практик современности» раскрыла параметры художественной выставки как проекта. Современная выставка в эпоху иммерсивных практик становится площадкой дискуссий и кураторского роста, а информационное сопровождение выставки преобразуется в самостоятельное действие. Куратор создаёт и круг чтения и видения, и круг общения, и очевидность этих кругов становится творческой задачей куратора.

Научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Александрович Филиппов в докладе «Когда всё изменилось? Переход через середину как критерий датировки технологических преобразований в кино» показал условность традиционной истории начала звукового кино и предложил свои критерии для изучения переходной эпохи. Переход через середину — это момент необратимого перелома, в отличие от предварительных экспериментов и ретро-вариантов, встречающихся до сих пор. Поэтому надо найти точку, после которой изменения становятся лавинообразными, когда большинство представителей явления соответствуют или хотят соответствовать этой новой норме. Оказывается, что переход на звук и производства, и проката был отсрочен даже в США, не говоря о более консервативной латинской Америке. Новое кино было новым искусством со своими законами внедрения. При этом переход на цвет не требовал переоборудования кинотеатров, но осуществлялся медленнее, потому что грани необратимости нет, и в США в середине 50-х было обратное движение к приоритету черно-белых фильмов, из-за низкого качества ранних цветных плёнок, влияния европейской киноэстетики и малой распространенности конкурирующих цветных телевизоров, и в Европе только конкуренция с телевидением заставила кино перейти на цвет. А в СССР черно-белое кино ассоциировалось с независимой позицией и отсутствием лакировки действительности.

Аспирант кафедры КиСИ Лейла Фархадовна Салимова в докладе «Проблемы телесной идентичности в театроведении и киноведении» рассмотрела современную рецепцию режиссерской практики Арто и Гротовского. Хотя эти режиссеры были и теоретиками, и практиками, современная проблематика телесной идентичности требует теоретизировать прежде всего их практику. Проанализировав феноменологические и гендерные теории телесности, а также эстетические позиции М. Мерло-Понти и М. Мамардашвили, докладчица показала, что анализ художественных практик требует введения ряда новых терминов и рабочих гипотез, позволяющих различать разные типы практик: перформатив, жест, акт выразительности и аффект, превращенные из режимов восприятия в режим эксперимента.

По итогам конференции было принято решение продолжить обсуждение фундаментальных проблем теории и истории современного искусства на постоянно действующих семинарах Факультета истории искусства, а также подготовить публикации по темам докладов, обсуждая их на этапе рукописи. Также были определены основные направления работы конференции кафедры в 2020 году: теоретические модели современного искусства и многообразие художественных практик, ограничения и возможности новейших видов искусства, принципы взаимодействия и организации в современном искусстве, с учетом новых философских и социологических теорий.

Организатор конференции – Кафедра кино и современного искусства Факультета истории искусства
Статья подготовлена профессором кафедры КиСИ Александром Викторовичем Марковым


Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
15 февраля 2025
36 лет со дня вывода советских войск из Афганистана

Сегодня мы вспоминаем о мужестве и героизме советских солдат, которые на протяжении почти целого десятилетия с честью и достоинством выполняли свой воинский долг в тяжелых климатических и географических условиях в Афганистане, участвуя в боевых действиях.

13 февраля 2025
Филипп Тараторкин о совершенствовании подготовки профессиональных историков

13 февраля в эфире «Радио России» и.о. директора Историко-архивного института РГГУ Филипп Тараторкин рассказал о готовящихся изменениях в программы обучения историков, о новых навыках, которые нужны современным гуманитариям.

13 февраля 2025
Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников конференции «Если перед нами встанет истина…»

Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников Первой международной научной конференции «“Если перед нами встанет истина…„ (А.Платонов). Диалог об истине в науке, искусстве и религии», организованной при поддержке Русской православной церкви.

13 февраля 2025
Состоялся отборочный этап Олимпиады РГГУ для школьников 2025

В 2024/2025 учебном году РГГУ проводит Олимпиаду для школьников по русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) и обществознанию.

11 февраля 2025
Сотрудничество РГГУ и ИНИОН РАН: путь к новым знаниям в гуманитарной сфере

Для студентов, преподавателей и научных сотрудников РГГУ, а также всех желающих открыта регистрация на бесплатные мастер-классы и экскурсии в здании Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН, где посетителей познакомят со стратегиями поиска релевантной информации, научат грамотно оценивать источники, избегать плагиата, расскажут о возможностях библиотеки для учебы, преподавания и научных изысканий.

11 февраля 2025
Палаты Печатного двора открывают свои двери для посетителей

Исторические палаты XVII века, находящиеся в здании Историко-архивного института РГГУ на Никольской улице, можно осмотреть в рамках возобновленных сборных экскурсий, проводимых профессиональными гидами-историками Мультимедийного историко-культурного центра им. Ю.В. Кнорозова ИАИ РГГУ.

10 февраля 2025
Скончался научный руководитель института США и Канады РАН Сергей Рогов

Научный руководитель Института США и Канады РАН Сергей Рогов скончался на 77-м году жизни. Об этом сообщили в институте, передает ТАСС.

08 февраля 2025
Глава Минобрнауки Валерий Фальков поздравил ученых с Днём российской науки

Этот праздник – не только повод вспомнить о великих достижениях прошлого, но и возможность заглянуть в будущее, которое мы создаем сегодня.

07 февраля 2025
Один день, одно десятилетие и целый век российской науки

7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».

07 февраля 2025
В РГГУ прошло обсуждение издания «История России в 20 томах»

Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.