РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Филипп Тараторкин о совершенствовании подготовки профессиональных историков
13.02.2025

Филипп Тараторкин о совершенствовании подготовки профессиональных историков

13 февраля в эфире «Радио России» и.о. директора Историко-архивного института РГГУ Филипп Тараторкин рассказал о готовящихся изменениях в программы обучения историков, о новых навыках, которые нужны современным гуманитариям.


Ведущий:

Российский государственный гуманитарный университет планирует усовершенствовать подготовку профессиональных историков. Об этом заявил замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский и пояснил, что речь идёт о развитии новых навыков, которые могут пригодиться гуманитарию будущего в связи с влиянием на науку цифровизации. О чём же идёт речь? Давайте выяснять. Исполняющий обязанности директора Историко-архивного института РГГУ Филипп Тараторкин с нами на связи. Филипп Георгиевич, здравствуйте!

Я бы хотел вначале понять, а что это такое? Какие новые навыки нужны современным историкам? О чём идёт речь?

Филипп Тараторкин:

Здесь надо понимать, что профессиональные навыки историка условно делятся на базовые фундаментальные и прикладные. И вот базовые фундаментальные навыки профессионального историка, конечно, не меняются. Любой профессиональный историк всегда ориентирован на, как мы говорим, источниковое знание, то есть он ориентирован на то, что самым надёжным, достоверным фундаментом информации о знании о прошлом является исторический документ: источник.

Но дело в том, что историк находится в постоянном диалоге с обществом, недаром они так и называются: общественные науки. История – одна из общественных наук. И, конечно, в этом диалоге с обществом историку сейчас всё более оказываются необходимы аналитические, экспертные, я бы даже сказал, прогностические навыки и умения.

Мы живём в таком обществе и в таком информационном пространстве, в котором есть не просто доступность, а даже некая сверхдоступность информации, в том числе и о прошлом. И в этой ситуации, естественно, возрастает роль и значение экспертного знания, то есть такого знания, которое поможет отделить зёрна от плевел, то есть историческую правду от неправды, от каких-то басен, сплетен. Новые навыки — это навыки аналитические, экспертные.

Ведущий:

Вот действительно, найти данные можно, но эти новые навыки должны быть подкреплены ещё и аналитическим, критическим мышлением. А вот дальше что с этим делать?

Филипп Тараторкин:

Мы очень радуемся намечающейся тенденции к возвращению специалитета, к пятилетнему учебному плану, который позволит более углубленно вернуться к тому фундаментальному историческому образованию, которое всегда славилось как наиболее универсальное, наиболее глубокое в гуманитарном знании.

Ведущий:

Как это отразится на преподавании, например, в школе? Ведь получить знания мало, дальше их нужно ещё не просто систематизировать, а ещё и внедрить.

Филипп Тараторкин:

Мы в РГГУ, как и в других вузах, на постоянной основе анализируем рынок труда и трудоустройство наших выпускников. Мы отслеживаем траектории их профессионального развития: насколько они успешны, насколько они результативны. Сейчас историк — это широкий гуманитарий, он может быть и педагогом, и преподавателем, и архивистом.

В Историко-архивном институте мы готовим архивистов, это уникальная профессия, они — хранители исторических документов. Мы готовим документоведов, они всегда востребованы. У нас, например, есть магистерская программа, которая посвящена исторической экспертизе как особому виду профессиональной деятельности историков. Предполагается, что историки находят себя в самых разных сферах деятельности, которые какие-то более прямо, а какие-то, может быть, достаточно косвенно связаны.

Ведущий:

Ну, например, как политология, да? Многие становятся политологами, получив историческое образование.

Филипп Тараторкин:

Да, политологами, аналитиками широкого профиля. Но большинство всё-таки старается оставаться в пределах исторической науки, в этом предметном поле: кто-то идёт в фундаментальную науку, кто-то в прикладные исследования. У нас очень активное взаимодействие с академическими институтами, с Российской академией наук, в системе которой есть целый ряд крупных и исторических, прославленных научных институтов по историческим наукам. У нас нет проблемы с трудоустройством выпускников. Все довольны, и нашими выпускниками довольны, и выпускники довольны. Это нас очень радует.

Напомним, Минобрнауки России совместно с Российским государственным гуманитарным университетом планируют совершенствовать подготовку профессиональных историков, заявил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский. Также на базе РГГУ состоится стратегическая сессия, в ходе которой представители Минобрнауки совместно с ведущими работодателями определят навыки, которыми должен обладать современный специалист гуманитарной сферы.


Текст: Департамент коммуникаций РГГУ
Фото: Департамент коммуникаций РГГУ

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
28 апреля 2025
Вектор на интеграцию: РГГУ предлагает БРИКС новые образовательные решения

На образовательном семинаре БРИКС и.о. проректора по международному сотрудничеству РГГУ Вера Заботкина представила инициативы по развитию программ двойных дипломов и внедрению цифровых технологий в гуманитарные науки.

28 апреля 2025
Мягкие гуманитарные компетенции — фундамент успеха: что обсуждали на заседании интеллектуального клуба РГГУ

В РГГУ провели заседание интеллектуального клуба на тему «Специализация против целостности/Педология против педагогики». В числе участников были Советник Президента и председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Монокль» Татьяна Гурова, проректор НИУ ВШЭ Татьяна Васильева, заведующий кафедрой теологии и религиоведения КГУ Владимир Меньшиков.

28 апреля 2025
Память сильнее времени: в РГГУ состоялся «Диктант Победы»

Российский государственный гуманитарный университет остаётся верен своей миссии по сохранению исторической памяти — в РГГУ прошла патриотическая акция «Диктант Победы».

26 апреля 2025
По следам Ржевского солдата: студенты РГГУ – участники автопробега «Москва – Ржев»

В автопробеге ко Дню Победы по маршруту «Москва — Ржев», приуроченному к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, приняли участие 16 студентов и сотрудников РГГУ.

25 апреля 2025
РГГУ развивает сотрудничество с африканскими странами

Российский государственный гуманитарный университет и Африканско-Русская Энергетическая Ассоциация заключили соглашение о сотрудничестве. Документы подписали ректор РГГУ Андрей Логинов и гендиректор «Международного центра продвижения бизнеса» (член правления АРЭА) Юлия Берг.

25 апреля 2025
Как РГГУ готовит исследователей мира?

Новый выпуск подкаста ректора РГГУ Андрея Логинова «Искусство поступать» с Валерием Тишковым — директором Института этнологии и антропологии РГГУ — об уникальной междисциплинарной модели воспитания специалистов-антропологов и их востребованности на мировом и российском рынке труда.

24 апреля 2025
Победа, которая нас объединяет: представители стран БРИКС в РГГУ

О взгляде на Победу с разных континентов, борьбе с фальсификацией истории, ценностях, которые передаются сквозь поколения — всё это и не только в международном диалоге стран БРИКС на площадке РГГУ.

23 апреля 2025
Историческая правда одна, и ключ к ней — источники и архивные документы

В Российском государственном гуманитарной университете состоялся Международный научный форум «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: история, источники, историография. К 80-летию Победы». Мероприятие организовано Минобрнауки России совместно с РГГУ при поддержке Российского исторического общества (РИО). Ключевой темой стало сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и её защита от фальсификаций в условиях информационной войны.

22 апреля 2025
РГГУ и Индонезия запустят программу двойных дипломов

О новых перспективах для студентов, развитии российско-индонезийского академического диалога, культурных ценностях и взаимопонимании.

21 апреля 2025
Мир. Дружба. Образование — студенты России и Австрии наводят мосты взаимопонимания

Австрийские студенты, изучающие русский язык и культуру, посетили Российский государственный гуманитарный университет и обсудили со студентами РГГУ специфику образовательных систем России и Австрии, поделились трудностями и преимуществами изучения языков, а также личными историями, убедившими их в необходимости укрепления межгосударственного диалога посредством студенческих обменов и перекрестного изучения языков и культур России и Австрии.