13 февраля в эфире «Радио России» и.о. директора Историко-архивного института РГГУ Филипп Тараторкин рассказал о готовящихся изменениях в программы обучения историков, о новых навыках, которые нужны современным гуманитариям.
Ведущий:
Российский государственный гуманитарный университет планирует усовершенствовать подготовку профессиональных историков. Об этом заявил замминистра Константин Могилевский и пояснил, что речь идёт о развитии новых навыков, которые могут пригодиться гуманитарию будущего в связи с влиянием на науку цифровизации. О чём же идёт речь? Давайте сейчас будем выяснять. Исполняющий обязанности директора Историко-архивного института РГГУ Филипп Тараторкин с нами на связи. Филипп Георгиевич, здравствуйте!
Я бы хотел вначале понять, а что это такое? Какие новые навыки нужны современным историкам? О чём идёт речь?
Филипп Тараторкин:
Здесь надо понимать, что, профессиональные навыки историка условно делятся на базовые фундаментальные и прикладные. И вот базовые фундаментальные навыки профессионального историка, конечно, не меняются. Любой профессиональный историк всегда ориентирован на, как мы говорим, источниковое знание, то есть он ориентирован на то, что самым надёжным, достоверным фундаментом информации о знании о прошлом является исторический документ: источник.
Но дело в том, что историк находится в постоянном диалоге с обществом, недаром они так и называются: общественные науки. История одна из общественных наук. И, конечно, в этом диалоге с обществом историку сейчас всё более оказываются необходимы аналитические, экспертные, я бы даже сказал, прогностические навыки и умения.
Мы живём в таком обществе и таком информационном пространстве, в котором есть не просто доступность, а даже некая сверхдоступность информации, массовость информации, в том числе и опрос. И в этой ситуации, естественно, возрастает роль и значение экспертного знания, то есть такого знания, которое поможет отделить зёрна от плевел, то есть историческую правду от неправды, от каких-то басен, сплетен. Новые навыки — это навыки аналитические, экспертные.
Ведущий:
Вот действительно, найти данные можно, но эти новые навыки должны быть подкреплены ещё и аналитическим, критическим мышлением. А вот дальше что с этим делать?
Филипп Тараторкин:
Мы очень радуемся намечающейся тенденции к возвращению специалитета, к пятилетнему учебному плану, который позволит более углубленно вернуться к тому фундаментальному историческому образованию, которое всегда славилось как наиболее универсальное, наиболее глубокое в гуманитарном знании.
Ведущий:
Как это отразится на преподавании, например, в школе? Ведь получить знания мало, дальше их нужно ещё не просто систематизировать, а ещё и внедрить.
Филипп Тараторкин:
Мы в РГУ, как и в других вузах, на постоянной основе анализируем рынок труда и трудоустройство наших выпускников. Мы отслеживаем траектории их профессионального развития: насколько они успешны, насколько они результативны. Сейчас историк — это широкий гуманитарий, он может быть и педагогом, и преподавателем, и архивистом.
В Историко-архивном институте мы готовим архивистов, это уникальная профессия, они — хранители исторических документов. Мы готовим документоведов, они всегда востребованы. У нас, например, есть магистерская программа, которая посвящена исторической экспертизе как особому виду профессиональной деятельности историков. Предполагается, что историки находят себя в самых разных сферах деятельности, которые какие-то более прямо, а какие-то, может быть, достаточно косвенно связаны.
Ведущий:
Ну, например, как политология, да? Многие становятся политологами, получив историческое образование.
Филипп Тараторкин:
Да, политологами, аналитиками широкого профиля. Но большинство всё-таки старается оставаться в пределах исторической науки, в своём предметном поле: кто-то ведёт фундаментальную науку, кто-то ведёт прикладные исследования. У нас очень активное взаимодействие с академическими институтами, с Российской академией наук, в системе которой есть целый ряд крупных и исторических прославленных научных институтов по историческим наукам. У нас нет проблемы с трудоустройством выпускников. Все довольны, и нашими выпускниками довольны, и выпускники довольны. Это нас очень радует.
Напомним, Минобрнауки РФ совместно с Российским государственным гуманитарным университетом планируют совершенствовать подготовку профессиональных историков, заявил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский. Также на базе РГГУ состоится стратегическая сессия, в ходе которой представители Минобрнауки совместно с ведущими работодателями определят навыки, которыми должен обладать современный специалист гуманитарной сферы.
Текст: Департамент коммуникаций РГГУ
Фото: Департамент коммуникаций РГГУ
13 февраля в эфире «Радио России» и.о. директора Историко-архивного института РГГУ Филипп Тараторкин рассказал о готовящихся изменениях в программы обучения историков, о новых навыках, которые нужны современным гуманитариям.
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников Первой международной научной конференции «“Если перед нами встанет истина…„ (А.Платонов). Диалог об истине в науке, искусстве и религии», организованной при поддержке Русской православной церкви.
В 2024/2025 учебном году РГГУ проводит Олимпиаду для школьников по русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) и обществознанию.
Для студентов, преподавателей и научных сотрудников РГГУ, а также всех желающих открыта регистрация на бесплатные мастер-классы и экскурсии в здании Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН, где посетителей познакомят со стратегиями поиска релевантной информации, научат грамотно оценивать источники, избегать плагиата, расскажут о возможностях библиотеки для учебы, преподавания и научных изысканий.
Исторические палаты XVII века, находящиеся в здании Историко-архивного института РГГУ на Никольской улице, можно осмотреть в рамках возобновленных сборных экскурсий, проводимых профессиональными гидами-историками Мультимедийного историко-культурного центра им. Ю.В. Кнорозова ИАИ РГГУ.
Научный руководитель Института США и Канады РАН Сергей Рогов скончался на 77-м году жизни. Об этом сообщили в институте, передает ТАСС.
Этот праздник – не только повод вспомнить о великих достижениях прошлого, но и возможность заглянуть в будущее, которое мы создаем сегодня.
7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».
Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.
Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл заседание Совета при Президенте по науке и образованию.