В РГГУ состоялось открытие всероссийской научной конференции «Современные методы изучения культуры — ХII». Двухдневная конференция, 17-18 апреля, прошла в онлайн формате на платформе Zoom и охватила широкий круг актуальных академических и социокультурных проблем.
Одной из первых подключилась к работе секция «Визуальное пространство / пространство визуального». Модератор, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии Ирина Захарченко в приветственном слове обратила внимание на то, что проблематика визуального пространства - самостоятельное дискурсивное поле, и задача участников конференции - сложить объемную картинку этой проблематики в самых разных плоскостях.
«Мы работаем с визуальностью как с некоторым полем данностей, и вместе с тем ставим большое количество вопросов к характеристикам визуальности, - отметила второй модератор, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии Оксана Гавришина. - Очень плодотворным может быть рассмотрение визуального в контексте пространства, которое вводит множество дополнительных смысловых возможностей. Есть целый ряд лейтмотивов, общих сюжетов, которые проходят через доклады конференции, и я очень надеюсь, что эту целостность рассуждения мы сегодня сможем выстроить и услышать».
Доклад Оксаны Гавришиной «Фиксация взгляда: видение и телесный опыт в фотографии» открыл первую секцию. Как может регулироваться охват доступного взгляду? Как при этом задействовано тело? Какие смысловые возможности с этим связаны? На примере панорамных практик фотографического искусства докладчик рассмотрел вопрос об условиях организации перцептивного аппарата в разных типах изображения и пришел к выводу, что этот телесный опыт обладает серьезным социокультурным потенциалом.
В выступлениях были представлены визуальные практики и доминанта визуального восприятия, сложившиеся в XX-XXI веках, через пространственные категории и метафоры. Докладчики затронули проблемы оценки и переоценки произведений искусства на современном рынке, эволюцию авангардистского понимания визуального ритма, документальное кино Европы 1950-1960-х годов, протестную музыку, пространство Квентина Тарантино, визуальность в современном танце, «Остров Израиль» и «Дорогу в Израиль» Городницкого, советское детство в контексте коммуникативной памяти поколения, формы и способы визуализации советской истории в любительских видеоблогах на YouTube, и даже спальный район Москвы был рассмотрен как смыслопорождающее пространство.
В докладах использовались такие понятия, как глубина, движение, ритм, телесность, кинестезия, а на первое место выходили фигура зрителя и неочевидные аспекты зрительского опыта, которые проявляются благодаря введению пространственных категорий.
В секции «Средневековый образ: иконография и практики» с приветственным словом к участникам конференции обратился директор Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени Дмитрий Антонов. Он коснулся средневекового образа в современном городском пространстве и массмедиа. Ряд докладов был посвящен семиотическим вопросам, принципам построения и конструирования образов. Другие выступления оказались связаны с антропологией визуального. Были затронуты такие проблемы, как актуальные принципы и особенности конструирования храмового пространства в современных российских церквях или влияние категории «страха» на принципы изображения ада и рая в средневековых русских текстах. В рамках секции было дано обоснование актуализации средневековой визуальной традиции в контексте современных культурных практик. Докладчики рассмотрели проблемы образов университетских сообществ в Италии, Франции и на Иберийском полуострове в XII–XV веков, глупости и безумию в картинах Босха, символические элементы композиции книги «Меч духовный» Лазаря Барановича 1666 года, актуальные тенденции в конструировании храмового пространства, концепт страха в изображении древнерусского потустороннего мира.
В секции «”Природа” в культуре XXI века» докладчики обратились к таким темам, как генеалогическая оптика, животные и софисты, рецепция «природного» в художественных практиках XXI века на примере энвайронментов Олафура Элиассона, перспективы кураторский проекта «Фабрика Борщевик», экологический дискурс в похоронной индустрии и экология в целом. Дискуссия велась вокруг теоретического осмысления различных форм взаимодействия человека и природы. Были представлены аспекты развития environment history, проблематизированы вопросы восприятия природы как Другого, представлена систематизация современных экологических движений, приведены примеры междисциплинарных подходов к работе с природными феноменами и компонентами в социокультурных практиках.
Наконец, в секции «Топография памяти: от коммеморативных практик до брендинга территорий» обсуждались вопросы, касающиеся проблем коммеморации и проработки пространства как аналитической категории. В прозвучавших докладах затрагивались проблемы, касающиеся пространства в литературных текстах, мемориальных пространственных возможностей в контексте социальных практик, конструирования локальных мест памяти, таких, как музыкальная география Екатеринбурга с отметками о Свердловском рок-клубе или Бородинская битва. Помимо того, был поднят ряд общетеоретических вопросов, которые обсуждались участниками и гостями секции. Выступления сопровождались оживленной дискуссией.
Конференция продолжила свою работу 18 апреля.
Организатор: факультет культурологии РГГУ.
11–12 декабря 2025 года в Москве прошла Всероссийская научная конференция «XI Аверинцевские чтения». Мероприятие было организовано Свято-Филаретовским институтом и Российским государственным гуманитарным университетом. Первый день работы конференции состоялся в РГГУ, второй — в СФИ.
28–29 ноября 2025 года в Российском государственном гуманитарном университете состоялась VI Всероссийская научная конференция с международным участием «Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования», посвящённая памяти Виталия Григорьевича Безрогова (1959–2019).
22 октября 2025 года на факультете культурологии РГГУ состоялось подведение итогов специализированной секции «Путешествие в мир культуры: знания, искусство, творчество» в рамках национального соревнования юных исследователей и разработчиков «Шаг в будущее, Юниор». В результате работы секции лауреатами и призёрами были признаны 19 учащихся 2–7 классов из разных регионов России, представивших свои исследовательские проекты.
27 сентября 2025 года на факультете культурологии Российского государственного гуманитарного университета состоялась первая в этом семестре встреча научного онлайн-семинара «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». С докладом «Dark academia как репрезентация университетской жизни через призму мифа» выступила Ульяна Сергеевна Баранова, преподаватель кафедры истории и гуманитарных наук ГГТУ, соискатель кафедры истории и теории культуры РГГУ.
18 сентября 2025 года в Архитектурно-этнографическом музее Вологодской области «Семёнково» состоялось открытие выставки «Вера людская». Проект реализован совместно с Учебно-научным центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ.
Декан факультета культурологии и заведующая кафедрой истории и теории культуры РГГУ Галина Зверева приняла участие в первой всероссийской научной конференции «Новгородские культурологические чтения». Мероприятие прошло на базе Новгородского государственного университета.
С 1 по 10 сентября 2025 года на факультете культурологии Российского государственного гуманитарного университета проходила серия ознакомительных мероприятий для студентов первого курса. Адаптироваться к новой жизни и комфортно влиться в учебный процесс им помогали кураторы — преподавательницы кафедры истории и теории культуры Ирина Николаевна Захарова и Александра Владимировна Тарасова, а также студенты старших курсов.
Учёные Российского государственного гуманитарного университета провели масштабную работу по анализу и систематизации сведений о степных святилищах кочевых народов древности. Впервые в науке была собрана и изучена информация об этих уникальных культовых сооружениях скифов и сарматов, созданных с VI века до нашей эры по IV век нашей эры.
Доцент факультета культурологии РГГУ, специалист по современной культуре и коммуникациям Виктория Мерзлякова стала гостем программы «Физики и лирики» на радио «Маяк». В ходе интервью эксперт рассмотрела повседневную домашнюю уборку не как рутину, а как сложный культурный феномен.
27 июня участники семинара встретились, чтобы подвести итоги учебного года и обсудить планы на следующий.