РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


В РГГУ обсудили современные методы изучения культуры
17.04.2020

В РГГУ обсудили современные методы изучения культуры

В РГГУ состоялось открытие всероссийской научной конференции «Современные методы изучения культуры — ХII». Двухдневная конференция, 17-18 апреля, прошла в онлайн формате на платформе Zoom и охватила широкий круг актуальных академических и социокультурных проблем.


Одной из первых подключилась к работе секция «Визуальное пространство / пространство визуального». Модератор, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии Ирина Захарченко в приветственном слове обратила внимание на то, что проблематика визуального пространства - самостоятельное дискурсивное поле, и задача участников конференции - сложить объемную картинку этой проблематики в самых разных плоскостях.

«Мы работаем с визуальностью как с некоторым полем данностей, и вместе с тем ставим большое количество вопросов к характеристикам визуальности, - отметила второй модератор, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии Оксана Гавришина. - Очень плодотворным может быть рассмотрение визуального в контексте пространства, которое вводит множество дополнительных смысловых возможностей. Есть целый ряд лейтмотивов, общих сюжетов, которые проходят через доклады конференции, и я очень надеюсь, что эту целостность рассуждения мы сегодня сможем выстроить и услышать».

Доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии Оксана Гавришина

Доклад Оксаны Гавришиной «Фиксация взгляда: видение и телесный опыт в фотографии» открыл первую секцию. Как может регулироваться охват доступного взгляду? Как при этом задействовано тело? Какие смысловые возможности с этим связаны? На примере панорамных практик фотографического искусства докладчик рассмотрел вопрос об условиях организации перцептивного аппарата в разных типах изображения и пришел к выводу, что этот телесный опыт обладает серьезным социокультурным потенциалом.

В выступлениях были представлены визуальные практики и доминанта визуального восприятия, сложившиеся в XX-XXI веках, через пространственные категории и метафоры. Докладчики затронули проблемы оценки и переоценки произведений искусства на современном рынке, эволюцию авангардистского понимания визуального ритма, документальное кино Европы 1950-1960-х годов, протестную музыку, пространство Квентина Тарантино, визуальность в современном танце, «Остров Израиль» и «Дорогу в Израиль» Городницкого, советское детство в контексте коммуникативной памяти поколения, формы и способы визуализации советской истории в любительских видеоблогах на YouTube, и даже спальный район Москвы был рассмотрен как смыслопорождающее пространство.

В докладах использовались такие понятия, как глубина, движение, ритм, телесность, кинестезия, а на первое место выходили фигура зрителя и неочевидные аспекты зрительского опыта, которые проявляются благодаря введению пространственных категорий.

В секции «Средневековый образ: иконография и практики» с приветственным словом к участникам конференции обратился директор Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени Дмитрий Антонов. Он коснулся средневекового образа в современном городском пространстве и массмедиа. Ряд докладов был посвящен семиотическим вопросам, принципам построения и конструирования образов. Другие выступления оказались связаны с антропологией визуального. Были затронуты такие проблемы, как актуальные принципы и особенности конструирования храмового пространства в современных российских церквях или влияние категории «страха» на принципы изображения ада и рая в средневековых русских текстах. В рамках секции было дано обоснование актуализации средневековой визуальной традиции в контексте современных культурных практик. Докладчики рассмотрели проблемы образов университетских сообществ в Италии, Франции и на Иберийском полуострове в XII–XV веков, глупости и безумию в картинах Босха, символические элементы композиции книги «Меч духовный» Лазаря Барановича 1666 года, актуальные тенденции в конструировании храмового пространства, концепт страха в изображении древнерусского потустороннего мира.

В секции «”Природа” в культуре XXI века» докладчики обратились к таким темам, как генеалогическая оптика, животные и софисты, рецепция «природного» в художественных практиках XXI века на примере энвайронментов Олафура Элиассона, перспективы кураторский проекта «Фабрика Борщевик», экологический дискурс в похоронной индустрии и экология в целом. Дискуссия велась вокруг теоретического осмысления различных форм взаимодействия человека и природы. Были представлены аспекты развития environment history, проблематизированы вопросы восприятия природы как Другого, представлена систематизация современных экологических движений, приведены примеры междисциплинарных подходов к работе с природными феноменами и компонентами в социокультурных практиках.

Наконец, в секции «Топография памяти: от коммеморативных практик до брендинга территорий» обсуждались вопросы, касающиеся проблем коммеморации и проработки пространства как аналитической категории. В прозвучавших докладах затрагивались проблемы, касающиеся пространства в литературных текстах, мемориальных пространственных возможностей в контексте социальных практик, конструирования локальных мест памяти, таких, как музыкальная география Екатеринбурга с отметками о Свердловском рок-клубе или Бородинская битва. Помимо того, был поднят ряд общетеоретических вопросов, которые обсуждались участниками и гостями секции. Выступления сопровождались оживленной дискуссией.

Конференция продолжила свою работу 18 апреля.

Организатор: факультет культурологии РГГУ.

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
11 марта 2025
Студенты РГГУ приняли участие в реставрации икон

5 марта 2025 г. в Учебно-научном центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошла реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.

06 марта 2025
В РГГУ прошла VII Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог»

22 февраля 2025 г. в рамках Недели карьеры факультета культурологии прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог – VII»

04 марта 2025
«Геральдика в “средневековых” компьютерных играх»

26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.

03 марта 2025
В РГГУ прошла встреча на тему «Христианство и наслаждение»

27 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире» прошла беседа на тему «Христианство и наслаждение», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 

01 марта 2025
Практики коммуникации в фандоме молодежного сериала обсудили на семинаре факультета культурологии

24 февраля в онлайн-формате состоялось очередное заседание семинара «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Анонимность vs партиципация: практики коммуникации в фандоме молодежного сериала» выступила Анастасия Россинская, магистр искусствоведения, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.

27 февраля 2025
На факультете культурологии прошла Неделя карьеры 2025

В рамках Недели карьеры 17 - 22 февраля были проведены лекции и мастер-классы от выпускников и преподавателей факультета культурологии, а также от специалистов в сфере трудоустройства.

20 февраля 2025
Состоялось заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве»

В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».

20 февраля 2025
Студенты РГГУ приняли участие в реставрации советских икон

В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.

20 февраля 2025
Выставка советских икон в Воронеже

14 февраля 2025 г. в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского открылась экспозиция советских икон «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», организованная научными сотрудниками РГГУ. Выставка продлится до 6 апреля 2025 г.

05 февраля 2025
На факультете культурологии обсудили культурные трансформации мифа об искусственной женщине

25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».