26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.
Онлайн-встреча началась с краткого вступительного слова от ведущей семинара, преподавателя факультета культурологии Александры Тарасовой, которая анонсировала новую серию семинаров. После этого перед участниками семинара выступила Марина Бочарова, выпускница магистратуры ФК РГГУ и автор группы в VK «ARX. Доступно о культуре. Марина Бочарова».
В докладе под названием «Геральдика в «средневековых» компьютерных играх» Марина Бочарова прежде всего напомнила о происхождении гербов и об их роли в культуре европейского Средневековья, а также вкратце познакомила слушателей с основными элементами «классических» гербов и правилами их составления. Затем докладчица на примере гербов из популярных компьютерных игр продемонстрировала, что в некоторых случаях гербы (в первую очередь – размещенные на рыцарских щитах) используются всего лишь как хорошо узнаваемый игроками знак средневековья, как чисто декоративная составляющая визуального ряда игры. Однако можно выделить и другую тенденцию: когда за отдельными гербами и эмблемами обнаруживается продуманная система, когда герб включается в игровой нарратив, в том числе - служит важным невербальным свидетельством изменений внутри фикционального мира, последовавших за действиями игроков. За дизайном игровых гербов может обнаружиться полноценное исследование, предпринятое разработчиками: так, в игре «Ведьмак 3» из серии, созданной на основе литературной фэнтези-эпопеи польского писателя Анджея Сапковского, была учтена специфика, присущая исключительно польским средневековым гербам. Наконец, гербы могут участвовать и в коммуникации между игроками, помогая опознавать «своих» и «чужих» в ситуациях, когда ход игры требует очень быстрой реакции. И тем самым средневековая геральдика в виртуальном пространстве вымышленных государств и сообществ в определенном смысле возвращает себе то положение, которое она занимала в рыцарской культуре исторического средневековья.
Доклад Марины Бочаровой очень заинтересовал слушателей. А поскольку в онлайн-аудитории присутствовали и знатоки компьютерных игр, и историки, сразу по окончании доклада завязалась оживленная дискуссия. Гербы в компьютерных играх крайне редко обращают на себя внимание исследователей, и дискутанты увлеченно вспоминали другие образцы игровой геральдики и рассуждали о том, как подобные детали позволяют создавать убедительные образы как виртуальных подобий средневековой Европы, так и постапокалиптических миров, где воцарилось «новое средневековье».
Текст: Тарасова А. В.
Фото: Тарасова А. В.
25–27 марта 2025 г. факультет культурологии РГГУ принимал участников-финалистов Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее 2025». Этот Форум ежегодно проводится Российским государственным гуманитарным университетом в партнерстве с Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана, совместно с ведущими университетами Москвы и научными институтами.
3 апреля 2025 г. на факультете культурологии РГГУ прошло первое в весеннем семестре 2024/2025 учебного года заседание научного семинара «Советское» как предмет культурологического исследования», посвящённое особенностям позднесоветского кино о Северном Кавказе.
4 апреля 2025 г. в рамках плана воспитательной работы студенты факультета культурологии Российского государственного гуманитарного университета под руководством доцента Международного учебно-научного центра «Высшая школа европейский культур» Валерии Косяковой посетили Третьяковскую галерею.
26 марта 2025 г. в Центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».
15 марта Валерия Косякова, доцент Высшей школы европейских культур факультета культурологии, провела лекцию с дискуссией «Образ женщины в военном кинематографе» в рамках воспитательной работы факультета культурологии.
5 марта 2025 г. в Учебно-научном центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошла реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
22 февраля 2025 г. в рамках Недели карьеры факультета культурологии прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог – VII»
26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.
27 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире» прошла беседа на тему «Христианство и наслаждение», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
24 февраля в онлайн-формате состоялось очередное заседание семинара «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Анонимность vs партиципация: практики коммуникации в фандоме молодежного сериала» выступила Анастасия Россинская, магистр искусствоведения, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.