5 марта 2025 г. в Учебно-научном центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошла реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
Реставрация – важная часть изучения советских икон. Она позволяет понять принципы изготовления артефакта, изучить и описать приемы, характерные для локальных традиций и отдельных мастеров. Кроме того, она предполагает детальное изучение морфологии иконы. Процесс такой реставрации включает несколько этапов: а) разбор киота, б) прочистка иконы, в) изучение морфологии иконы, г) анализ отвалившихся элементов и определение места их крепления, д) снятие необходимых элементов, е) детальная фотофискация и возвращение элементов, ж) прочистка стекла и киота, з) возвращение и фиксация стекла. Фотосъемка ведется на каждом этапе работ, созданное реставрационное фото-досье добавляется в архив. Принципы реставрации и каталогизации икон подробное описаны в издании: Антонов Д.И., Доронин Д.Ю., Завьялова А.И. Советские иконы: методическое пособие по организации исследовательских работ. М.: Индрик, 2024.
Реставрационные работы прошли под руководством директора УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ Д.И. Антонова. В них приняли участие волонтеры – 15 студентов РГГУ: бакалавры и магистранты факультета культурологии и Центра социальной антропологии.
УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ – единственный в России научный центр исследования советских икон – уникального социального, материального и религиозного явления XX века. Работы ведутся более чем в 17 регионах Российской Федерации.
Для записи на реставрационные работы просим писать по адресу: antonov-dmitriy@list.ru
Текст: Д. И. Антонов
Фото: Д. И. Антонов
5 марта 2025 г. в Учебно-научном центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошла реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
22 февраля 2025 г. в рамках Недели карьеры факультета культурологии прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог – VII»
26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.
27 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире» прошла беседа на тему «Христианство и наслаждение», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
24 февраля в онлайн-формате состоялось очередное заседание семинара «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Анонимность vs партиципация: практики коммуникации в фандоме молодежного сериала» выступила Анастасия Россинская, магистр искусствоведения, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.
В рамках Недели карьеры 17 - 22 февраля были проведены лекции и мастер-классы от выпускников и преподавателей факультета культурологии, а также от специалистов в сфере трудоустройства.
В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».
В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
14 февраля 2025 г. в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского открылась экспозиция советских икон «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», организованная научными сотрудниками РГГУ. Выставка продлится до 6 апреля 2025 г.
25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».