25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».
С приветственным словом к участникам обратилась научный руководитель семинара – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РГГУ Светлана Борисова. Далее слово было передано Татиане Крувко, представившей доклад с презентацией.
В ходе лекции было рассказано об основах философии постгуманизма, представлены древние мифологические сюжеты об искусственных женщинах и проанализированы кинообразы «киборга» сквозь призму расовых, национальных и гендерных проблем общества. Сперва Татиана Крувко дала определение философии постгуманизма, подчеркнув, что основа данного направления состоит в признании постантропоцентризма культуры. В контексте критического течения это означает осознание человеком ответственности за свои действия по отношению к окружающему миру в условиях техногенного развития, а в оппортунистском ключе подразумевает видение технологии в качестве абсолютного блага. Далее лектор обратилась к мифологическим сюжетам, в частности к мифу о Пигмалионе и Галатее, представив истоки зарождения мысли об искусственно конструируемых женщинах. От мифов Татиана Крувко провела линию к автоматонам – механическим куклам, зачастую женского рода, обрётшим популярность в XVIII – XIX вв., но появившихся задолго до этого. Лектор обратила внимание на созданную французским философом Рене Декартом механическую куклу «Франсис» в честь умершей дочери, проанализировав этот исторический факт с точки зрения провозглашенного Декартом дуализма души и тела. Далее лектор указала на то, что постепенное восприятие автоматонов, созданных по большей мере в женском обличии, соответствовало нарастающему в XIX веке представлению о женщине как нечто опасном и демоническом?
После Татиана Крувко обратилась к анализу фильмов. На примере ленты «Метрополис» 1927 года автор раскрыла образ центрального персонажа – киборга «Лже-Марии» сквозь призму гендерной теории, обратив внимание на то, что киборг представлен как создание мужчин, задумавших идеальную женщину, и является репрезентацией гипертрофированной женственности сквозь призму мужского взгляда. Далее лектор выделила ставший классическим теоретический текст о киборгах – манифест Донны Харауэй. В нем исследовательница раскрывает киборгов как техногенных индивидов, способных преодолеть социальные проблемы общества, в частности гендерное неравенство, что отождествляет киборга с женщиной. Проанализировав культовые фильмы жанра фантастики конца XX века, лектор обратила внимание на отсутствие у андрогенных киборгов качеств, присущих образам, представленных в работе Харауэй. Татиана Крувко также подчеркнула, что центральные женские персонажи, выступающие в роли напарников, не ассоциируются с классической женственностью, беря на себя все атрибуты классической маскулинности, становясь в глазах зрителей неким искусственным подобием женщины.
В анализе представленных слушателям современных фильмов, таких как «Побудь в моей шкуре» (2013), «Из машины» (2014), и «Любовь, смерть и роботы» (2019), лектор обратила внимание на многообразие смыслов, которыми обрастает в современном кинематографе образ женщины-киборга – от постколониального дискурса до экологической и социально-политической критики. В вышеупомянутых кинокартинах киборги борются за субъектность доступными способами и противостоят угнетению. Как подчеркнула Татиана Крувко, образ «киборга» благодаря своей открытой конструкции отвечает постмодернисткому характеру современной культуры, которая посредством этого образа выражает общественные надежды, страхи, препятствия и вызовы в условиях техногенной революции.
В ходе дискуссии участники семинара подняли вопрос о репрезентации в кинематографе феномена самообъективации женщин. Отвечая на вопрос, лектор привела в пример три недавно вышедшие киноленты, в центре которых искусственные женщины, воспринимающие свою субъектность сквозь призму мужского взгляда – «Бедные-несчастные», «Барби» и «Субстанция». Слушатели также дополнили доклад несколькими интересными примерами. Так, доцент кафедры истории и теории культуры Александра Тарасова обратила внимание аудитории на рассказ Рэя Брэдбери «Электрическое тело пою!» о создании семьёй электронной бабушки, прокомментировала образ киборга в телесериале конца XX века «Чудеса науки» и поделилась несколькими примерами из южнокорейского кинематографа, порекомендовав такие ленты как «Я не робот» и «Космические чистильщики». Также участники обсудили вопрос пола в контексте репрезентации киборгов и проанализировали традиционные гендерные роли в кино.
Научный семинар «Мифология и фольклор в контексте современной культуры» проходит онлайн несколько раз в семестр. К участию приглашаются все желающие, анонсы и форма для регистрации размещаются заранее в Телеграм-канале семинара.
Текст: Интизор Гулямова
Фото: Интизор Гулямова
25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».
Магистрант факультета культурологии Федор Трофимов в 2024/2025 учебном году стал участником программы стипендий для студентов магистратуры и аспирантов, которая осуществляется Исследовательским центром ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» при финансовой поддержке А.И. Клячина.
26 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Световое искусство XX века: от аналогового к цифровому» выступила ученица светохудожника С. М. Зорина, психолог Дарья Ивановна Голованова.
25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кино состоялась торжественная церемония награждения IV Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.
20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.
В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.
Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.
Доцент кафедры истории и теории культуры Оксана Вячеславовна Гавришина приняла участие в подкасте «История истории». Ведущий подкаста – Артём Клюев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Тема выпуска «„Визуальный поворот“ и современная историческая наука».
Международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ вновь организовал для студентов экскурсию на Рождественский базар в Немецкой школе.
3 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Искусство новейших генеративных медиа» выступил магистрант факультета культурологии Павел Печенкин.