В годы войны большое значение приобрела литература о военной тактике и вооружении Красной армии. Такие издательства, как «Молодая гвардия», «Военное издательство», «Государственное издательство» выпускали многообразную печатную продукцию, которая была рассчитана на командный и рядовой состав военных подразделений, гражданских лиц.
Издательства выпускали наставления по стрелковому делу, литературу об устройстве и применении пулеметов, автоматов, винтовок, пулеметов, противотанковых ружей и других видов оружия, указания по восстановлению зданий и сооружений. Издавались книги и брошюры по вопросам тактики ведения боев, по маскировке, ориентировке в лесной местности, по борьбе с танками противника.
В книге «Взаимная выручка в бою», вышедшая в серии «В помощь пропагандисту и агитатору», приводятся примеры взаимопомощи русских воинов на полях сражений во время Крымской войны 1853-1856 гг., Первой мировой войны 1914-1918 гг., вооруженного конфликта на Халхин-Голе 1939 г., Советско-финляндской войне 1939-1940 гг. и в первые месяцы Великой Отечественной войны. В работе К. Осипова «Русский воин» демонстрируются многочисленные примеры мужества, проявленные русскими солдатами на полях сражений, начиная с битвы на Чудском озере и заканчивая героизмом советских солдат в борьбе с фашистами. В книге показан подвиг героев-панфиловцев, мужество защитников Севастополя, героизм, проявленный при обороне Сталинграда.
Историк К.В. Базилевич, в работе «Русское военное искусство», показал развитие военной системы в России, начиная со времен Александра Невского. Автор считает, что основы военного искусства были заложены при Петре I, взявшем все лучшее из европейской военной системы и создавшем первоклассную армию. Петр впервые стал применять систему отдельных сомкнутых укреплений – редутов, русская армия полностью перешла к комплектованию на основе военной обязанности населения. Огромный вклад в развитие военного дела внес А.В. Суворов и его «Наука побеждать», в которой он изложил свои прогрессивные взгляды на обучение солдат, тактику боя. После Отечественной войны 1812 г. постепенно увеличивалась техническая отсталость русской армии, что привело к поражению в Крымской войны 1853-1856 гг. Благодаря реформам военного министра Д.А. Милютина, в 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность, что позволило создать значительный запас резервистов, были созданы юнкерские училища для подготовки нижних чинов к офицерскому званию. Военный деятель М.И. Драгомиров возродил в армии традиции суворовского военного искусства, доказывая, что «в военном деле на первом месте стоит человек». Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. А.А. Брусилов впервые применил метод одновременных ударов на нескольких участках фронта и не позволил вовремя подтянуть резервы к угрожающим пунктам.
За несколько недель до нападения фашистской Германии, была подготовлена к печати книга военачальника и военного теоретика М.В. Фрунзе, «Единая военная доктрина и Красная армия». Книга, изданная впервые в 1921 г., предназначалась для начальствующего состава Красной армии. Фрунзе считал, что в грядущей войне нужно ориентироваться не на позиционные действия времен Первой мировой, а на опыт Гражданской войны 1917-1922 гг., с ее маневрированием, кавалерийскими рейдами, прорывами бронепоездов. Основным видом военных действий Фрунзе считал наступление, но в тоже время подчеркивал важность обороны, которая должна носить активный характер и создавать условия для перехода в наступление, не менее важную роль в будущей войне, будет играть тыл. Большое значение Фрунзе уделял идеологической основе при формировании основного состава Красной армии, считая, что нужно покончить с политической раздробленностью в армии и воспитать новое поколение командиров, разделявших ценности советского государства.
В исследовании начальника штаба 6-й гвардейской танковой армии, генерал-майора А.И. Штромберга «Танковые войска в современной войне», автор считает танки одним из важнейших видов вооружения на данный момент. Штромберг показывает историю возникновения танковых соединений, начиная с первого применения в 1916 г. в битве на Сомме во время Первой мировой войны. Подробно изучается роль танковых частей в фашистском плане «молниеносной» войны, их роль в войне на западе в 1939-1940 гг., дается характеристика основных типов танков, стоящих на вооружении Германии. Часть книги посвящена роли танковых соединений в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге. Книга снабжена иллюстративным материалом, позволяющим увидеть танки первой половины XX в. (фото Танковые войска, иллюстрации)
Литература
С началом Великой Отечественной войны главной задачей советской внешней политики стало обеспечение максимально благоприятных международных условий для организации отпора агрессору, а затем и его полного разгрома.
17 декабря в РГГУ в онлайн-формате состоялась международная конференция «We remember them», посвященная сохранению памяти о военнопленных из СССР, погибших на территории Нидерландов.
Заведующий кафедрой международной безопасности факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ, член-корреспондент РАН Василий Христофоров 21 декабря 2020 года принял участие в Научной конференции «Вторая мировая война и Восток: к 75-летию Великой Победы», организованной Институтом востоковедения Российской академии наук и выступил на пленарном заседании с основным докладом на тему «Дальневосточный фронт Второй мировой войны в 1939-1945 гг. в материалах советских спецслужб».
Годы Великой Отечественной войны — особый период в жизни Историко-архивного института. Уже 22 июня, студенты и аспиранты ИАИ во главе с секретарем партийной организации М.Т. Солдатенковым, не дожидаясь призыва, обратились в Свердловский райком комсомола г. Москвы, с просьбой отправить их на фронт. Среди них были М. Адлецкий, А. Безверхий, В. Белянин, В. Ковальчук, М. Масюк, А. Норов, Б. Середа, М. Соколов, А. Чугунов и многие другие.
В годы войны большое значение приобрела литература о военной тактике и вооружении Красной армии. Такие издательства, как «Молодая гвардия», «Военное издательство», «Государственное издательство» выпускали многообразную печатную продукцию, которая была рассчитана на командный и рядовой состав военных подразделений, гражданских лиц.
Одним из важнейших факторов, внесших вклад в победу советского народа над фашизмом, стал патриотизм народов СССР, который основывался на любви к своей истории, на чувстве гордости за героические подвиги предков и воспитывался, в том числе на патриотической литературе. В условиях военного времени в пантеоне национальных героев особое место стали занимать биографии русских царей и военачальников, одержавших победы при отражении вражеской агрессии и боровшиеся за освобождение страны от захватчиков в различные эпохи, а также описание выдающихся сухопутных и морских сражений принесших победу русскому оружию.
Военная обстановка предъявляла жесткие требования к писавшейся и издававшейся художественной литературе. Наибольшее распространение получают короткие рассказы, публицистические очерки, стихи, памфлеты. Большинство книг издаются в малых форматах, для удобства их хранения и использования в походно-полевых условиях. Выпуск крупных многотомных изданий художественных произведений, начатых перед войной, был приостановлен, большая часть из них была продолжена после окончания войны.
В 1941 году в Советский Союз входило 16 союзных республик, объединенных общей социально-политической и народно-хозяйственной жизнью. Планируя нападение на СССР, руководство фашистской Германии рассчитывало на раскол между народами, населявшими его территорию. Но все усилия гитлеровской пропаганды разжечь в СССР межнациональную рознь потерпели неудачу.