21 февраля, в преддверии Дня защитника Отечества, состоялось первое в 2020 году заседание Клуба молодых историков РГГУ. Перед началом встречи научный руководитель Клуба Павел Алипов высказал слова поздравлений в адрес его сильной половины по случаю приближающегося праздника, дающего старт целой череде научных и общественных мероприятий, приуроченных к грядущему 75-летнему юбилею Великой Победы.
Стало уже традицией один из зимних вечеров посвящать просмотру кинофильма с предварительным историческим комментарием специалиста и последующим обсуждением всеми участниками Клуба в рамках большой пленарной дискуссии. В этом формате прошло и нынешнее заседание. В качестве объекта серьезного научного анализа на сей раз выступил первый звуковой советский фильм «Энтузиазм: Симфония Донбасса» (реж. Дзига Вертов, 1930 г.). Представил киноленту студент 3-го курса ФИПП (направление подготовки «История») Игорь Селиверстов, на протяжении ряда лет успешно занимающийся изучением отечественного кинематографа с позиций современной исторической науки и демонстрирующий большие успехи в учебной деятельности.
Фильм, выполненный в лучших традициях художественного авангарда, вызвал острую дискуссию. Вопросы, поднятые участниками Клуба, касались прежде всего специфики рассмотрения киноматериала в качестве исторического источника. Можем ли мы доверять художнику, пусть и не обделенному талантом, когда художественные задачи последнего тесно переплетаются с задачами пропагандиста? Если да, то каким образом исследователю необходимо браться за рассмотрение кинодокументов, чтобы не попасть под влияние пропагандистской логики кинофильма и отделить историческое знание от художественных, – а, значит, и сугубо личных – представлений об истории?
Участники обсуждения пришли в итоге к единодушному мнению, согласно которому кинофильм является не столько источником для изучения исторической реальности того или иного периода, сколько источником для выявления представлений об этой самой реальности, формируемых обществом на определенном этапе своего развития. Просмотр и тщательный анализ интереснейшего кинодокумента сталинской эпохи стали прекрасным научным началом нового 2020 года.