РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


В преддверии Дня Победы Минпросвещения представило сборник писем школьных учителей и их учеников
08.05.2020

В преддверии Дня Победы Минпросвещения представило сборник писем школьных учителей и их учеников

Уникальный сборник «Письма военных лет. Переписка школьных учителей и их учеников» представил в прямом эфире онлайн-марафона «В память о героях…» заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко. По просьбе Минпросвещения России издание подготовлено специалистами Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).


В сборник вошли уникальные архивные материалы – письма учителей-фронтовиков своим ученикам, родным, оставшимся в тылу, а также письма учителей-тружеников тыла ученикам и родным, которые были на фронте.

«В этой книге собраны бесценные эмоции тех времён, людей, которые совершали каждый день многочисленные подвиги. Эти письма передают ту боль и радость, которые люди разделяли в те дни», – рассказал Дмитрий Глушко.

По словам заместителя Министра, книга выйдет в электронном формате и появится в школах.

Также Дмитрий Глушко рассказал о других проектах, акциях и конкурсах, которые реализуются Министерством в рамках Года памяти и славы.

«Мы провели большую работу, привлекая педагогов и экспертов из разных регионов, а также из разных стран, чтобы все мероприятия в Год памяти и славы были насыщены интересными для детей фактами, проходили в современных форматах, пробуждали интерес к изучению истории своей страны, города, школы, и, что очень важно, своей собственной семьи», – рассказал Дмитрий Глушко. 

Заместитель Министра напомнил, что вся информация о мероприятиях размещена в специальном разделе «Год памяти и славы» на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации.

Ректор РГГУ Александр Безбородов отметил, что книга «Письма военных лет. Переписка школьных учителей и их учеников» – это уникальное историческое свидетельство, которое углубит историческое образование, позволит детям лучше понять, как письма фронтовых лет помогали сражаться на фронте и в тылу, пробудит в них желание продолжить работу с фронтовыми письмами.

«Перед нами стояла задача воссоздать объёмную картину многообразной деятельности советских учителей в тяжёлые годы испытаний, показать через личное свидетельство своих близких и учеников, как они пытались облегчить страдания тех, кто находился рядом, как шли на смерть ради освобождения Родины. Можно много написать высокопарных слов о смысле патриотизма. Но в личной корреспонденции учителей и учеников понимание долга и служения Отечеству звучит с пронзительной силой», – отметил ректор РГГУ.

Заместитель Министра обороны Российской Федерации Андрей Картаполов рассказал о проекте «Дорога памяти», который реализуется при поддержке Минпросвещения России. Он сообщил, что на сегодняшний день в единой базе данных об участниках Великой Отечественной войны и музейном комплексе «Дорога памяти» собрана информация о 33,5 миллионах человек, более 5 миллионов фотографий, 45 тысяч фронтовых писем.

В своём выступлении руководитель Детского центра Музея Победы Елена Слесаренко отметила, что уже более 75 регионов страны стали участниками долгосрочной программы «Школьный музей Победы». Она также рассказала о мероприятиях, которые реализуются для детей и родителей в режиме онлайн совместно с Минпросвещения России, включая конкурсы и виртуальные экскурсии.

Выступление директора АНО «Астик» Елены Родионовой было посвящено проекту «Растим гражданина», который объединяет авторские разработки учителей по гражданско-патриотическому воспитанию и включает проведение ежегодного форума. На сегодняшний день в проекте приняли участие около 10 тысяч педагогов, лучшие наработки находятся в открытом доступе на официальном сайте.

Председатель комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области Лариса Савина рассказала о местной патриотической акции «Альбом Победы», которая проводилась в режиме онлайн и через школьные мероприятия: живущие в регионе участники Великой Отечественной войны рассказывали истории своей жизни, школьники писали открытки и военные письма, проводили исследования.

Олег Лысенко рассказал об акции Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета «#Письмоветерану», в рамках которой сотрудники и студенты, писали письма с личными поздравлениями ветеранам, труженикам тыла и детям войны.

Представитель группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова отметила большой интерес педагогов к сборнику «75 лучших «Уроков Победы», опубликованному по итогам Международного конкурса методических разработок, а также представила книгу «Детям о войне», адресованную ученикам начальной школы.


Справочно

  • Сборник «Письма военных лет: переписка школьных учителей и учеников» издан РГГУ при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Выход книги в свет приурочен к 75-летию Великой Победы.
  • Составители сборника А.Б. Безбородов, О.В, Павленко, Т.И. Хорхордина, Ф.Г. Тараторкин. К работе над массивами документов были привлечены молодые ученые, аспиранты и магистранты РГГУ – И.А. Баскакова, аспиранты К.В. Краснослободцев, Р.Р. Султанов и магистрант А.Н. Таштимирова.
  • На страницах сборника представлены 123 уникальных письма, найденных в государственных архивах и краеведческих музеях. Их дополняют записки и отрывки из дневников. Документы расположены в хронологической последовательности с выделением в отдельную группу тех, которые объединены общим местом действия. Географический охват очень широк – от западных границ Советского Союза (Украинская ССР и Белорусская ССР) до Хабаровска, от границы с Финляндией до Казахской ССР. Абсолютное большинство писем публикуется впервые.
  • Сборник состоит из трех тематических разделов. В первом разделе «Летопись труда и подвига» опубликованы научные статьи ученых РГГУ Филиппа Тараторкина и Татьяны Хорхординой, которые прослеживают профессиональные судьбы учителей на фронте и в тылу. Особое внимание исследователи уделяют истории сохранения памяти о войне, формированию коллекций свидетельств современников в личных архивах.
  • Во втором разделе «Учителя и ученики пишут на фронт» собраны письма в действующую армию. Особую ценность представляют письма военных лет из фонда Всесоюзного Радиокомитета Государственного архива РФ. В нем хранится более двух миллионов писем фронтовиков и тружеников тыла, присланных в Радиокомитет в 1941–1945 годах. Бойцы и труженики тыла писали на радио с желанием подать весточку о себе, узнать судьбу своих близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной, узнать адреса родных, которых разбросала война. Письма из тыла от близких людей поднимали настроение солдатам и офицерам, придавали решимости и отваги.
  • В третьем разделе можно ознакомиться с письмами учителей с фронта, перепиской между учениками, находившимися в действующей армии, со своими учителями в тылу. В этот раздел вошли и письма, которые были обнаружены на страницах газет военного времени, и письма из фондов личного происхождения.
  • Книга рассчитана на учителей, учащихся средних школ и высших учебных заведений, а также всех, интересующихся историей Великой Отечественной войны и стремящихся сохранить историческую память о всенародном подвиге.

Поделиться новостью в Телеграм!
Наука
читайте также
28 декабря 2024
В РГГУ прошёл научный семинар «Современные проблемы компаративистики»

16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».

27 декабря 2024
Деятельность ПИНЦ РГГУ в первом семестре 2024/2025 учебного года

Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.

19 декабря 2024
Учёные РГГУ победили в конкурсе от Российского научного фонда (РНФ)

В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.

12 декабря 2024
О языковой политике РФ: интерактивный атлас коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.

10 декабря 2024
В РГГУ прошла конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат: памяти Сергея Петровича Лавлинского»

7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.

05 декабря 2024
Студенты и преподаватели РГГУ приняли участие в IV Конгрессе молодых учёных

27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.

05 декабря 2024
Вышел новый номер журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика. Дайджест №4 за 2024 год»

Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.

04 декабря 2024
Вышел новый номер журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». Дайджест №4 за 2024»

Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.

03 декабря 2024
Вышел новый номер журнала «История и архивы. Дайджест №4 за 2024 год»

Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы», в котором опубликованы научные исследования, основанные на анализе источников отечественной и зарубежной истории.

03 декабря 2024
На площадке Конгресса молодых учёных обсудили поворотные точки научно-технической политики прошлого

27 ноября 2024 г. в рамках IV Конгресса молодых учёных прошла сессия «Наука в переходный период: выбор пути», организованная усилиями Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.