Уникальный сборник «Письма военных лет. Переписка школьных учителей и их учеников» представил в прямом эфире онлайн-марафона «В память о героях…» заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко. По просьбе Минпросвещения России издание подготовлено специалистами Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
В сборник вошли уникальные архивные материалы – письма учителей-фронтовиков своим ученикам, родным, оставшимся в тылу, а также письма учителей-тружеников тыла ученикам и родным, которые были на фронте.
«В этой книге собраны бесценные эмоции тех времён, людей, которые совершали каждый день многочисленные подвиги. Эти письма передают ту боль и радость, которые люди разделяли в те дни», – рассказал Дмитрий Глушко.
По словам заместителя Министра, книга выйдет в электронном формате и появится в школах.
Также Дмитрий Глушко рассказал о других проектах, акциях и конкурсах, которые реализуются Министерством в рамках Года памяти и славы.
«Мы провели большую работу, привлекая педагогов и экспертов из разных регионов, а также из разных стран, чтобы все мероприятия в Год памяти и славы были насыщены интересными для детей фактами, проходили в современных форматах, пробуждали интерес к изучению истории своей страны, города, школы, и, что очень важно, своей собственной семьи», – рассказал Дмитрий Глушко.
Заместитель Министра напомнил, что вся информация о мероприятиях размещена в специальном разделе «Год памяти и славы» на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации.
Ректор РГГУ Александр Безбородов отметил, что книга «Письма военных лет. Переписка школьных учителей и их учеников» – это уникальное историческое свидетельство, которое углубит историческое образование, позволит детям лучше понять, как письма фронтовых лет помогали сражаться на фронте и в тылу, пробудит в них желание продолжить работу с фронтовыми письмами.
«Перед нами стояла задача воссоздать объёмную картину многообразной деятельности советских учителей в тяжёлые годы испытаний, показать через личное свидетельство своих близких и учеников, как они пытались облегчить страдания тех, кто находился рядом, как шли на смерть ради освобождения Родины. Можно много написать высокопарных слов о смысле патриотизма. Но в личной корреспонденции учителей и учеников понимание долга и служения Отечеству звучит с пронзительной силой», – отметил ректор РГГУ.
Заместитель Министра обороны Российской Федерации Андрей Картаполов рассказал о проекте «Дорога памяти», который реализуется при поддержке Минпросвещения России. Он сообщил, что на сегодняшний день в единой базе данных об участниках Великой Отечественной войны и музейном комплексе «Дорога памяти» собрана информация о 33,5 миллионах человек, более 5 миллионов фотографий, 45 тысяч фронтовых писем.
В своём выступлении руководитель Детского центра Музея Победы Елена Слесаренко отметила, что уже более 75 регионов страны стали участниками долгосрочной программы «Школьный музей Победы». Она также рассказала о мероприятиях, которые реализуются для детей и родителей в режиме онлайн совместно с Минпросвещения России, включая конкурсы и виртуальные экскурсии.
Выступление директора АНО «Астик» Елены Родионовой было посвящено проекту «Растим гражданина», который объединяет авторские разработки учителей по гражданско-патриотическому воспитанию и включает проведение ежегодного форума. На сегодняшний день в проекте приняли участие около 10 тысяч педагогов, лучшие наработки находятся в открытом доступе на официальном сайте.
Председатель комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области Лариса Савина рассказала о местной патриотической акции «Альбом Победы», которая проводилась в режиме онлайн и через школьные мероприятия: живущие в регионе участники Великой Отечественной войны рассказывали истории своей жизни, школьники писали открытки и военные письма, проводили исследования.
Олег Лысенко рассказал об акции Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета «#Письмоветерану», в рамках которой сотрудники и студенты, писали письма с личными поздравлениями ветеранам, труженикам тыла и детям войны.
Представитель группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова отметила большой интерес педагогов к сборнику «75 лучших «Уроков Победы», опубликованному по итогам Международного конкурса методических разработок, а также представила книгу «Детям о войне», адресованную ученикам начальной школы.
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.
Вышел в свет новый номер научного журнала «История и архивы», в котором опубликованы научные исследования, основанные на анализе источников отечественной и зарубежной истории.
27 ноября 2024 г. в рамках IV Конгресса молодых учёных прошла сессия «Наука в переходный период: выбор пути», организованная усилиями Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ.