РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


В преддверии Дня Победы Минпросвещения представило сборник писем школьных учителей и их учеников
08.05.2020

В преддверии Дня Победы Минпросвещения представило сборник писем школьных учителей и их учеников

Уникальный сборник «Письма военных лет. Переписка школьных учителей и их учеников» представил в прямом эфире онлайн-марафона «В память о героях…» заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко. По просьбе Минпросвещения России издание подготовлено специалистами Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).


В сборник вошли уникальные архивные материалы – письма учителей-фронтовиков своим ученикам, родным, оставшимся в тылу, а также письма учителей-тружеников тыла ученикам и родным, которые были на фронте.

«В этой книге собраны бесценные эмоции тех времён, людей, которые совершали каждый день многочисленные подвиги. Эти письма передают ту боль и радость, которые люди разделяли в те дни», – рассказал Дмитрий Глушко.

По словам заместителя Министра, книга выйдет в электронном формате и появится в школах.

Также Дмитрий Глушко рассказал о других проектах, акциях и конкурсах, которые реализуются Министерством в рамках Года памяти и славы.

«Мы провели большую работу, привлекая педагогов и экспертов из разных регионов, а также из разных стран, чтобы все мероприятия в Год памяти и славы были насыщены интересными для детей фактами, проходили в современных форматах, пробуждали интерес к изучению истории своей страны, города, школы, и, что очень важно, своей собственной семьи», – рассказал Дмитрий Глушко. 

Заместитель Министра напомнил, что вся информация о мероприятиях размещена в специальном разделе «Год памяти и славы» на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации.

Ректор РГГУ Александр Безбородов отметил, что книга «Письма военных лет. Переписка школьных учителей и их учеников» – это уникальное историческое свидетельство, которое углубит историческое образование, позволит детям лучше понять, как письма фронтовых лет помогали сражаться на фронте и в тылу, пробудит в них желание продолжить работу с фронтовыми письмами.

«Перед нами стояла задача воссоздать объёмную картину многообразной деятельности советских учителей в тяжёлые годы испытаний, показать через личное свидетельство своих близких и учеников, как они пытались облегчить страдания тех, кто находился рядом, как шли на смерть ради освобождения Родины. Можно много написать высокопарных слов о смысле патриотизма. Но в личной корреспонденции учителей и учеников понимание долга и служения Отечеству звучит с пронзительной силой», – отметил ректор РГГУ.

Заместитель Министра обороны Российской Федерации Андрей Картаполов рассказал о проекте «Дорога памяти», который реализуется при поддержке Минпросвещения России. Он сообщил, что на сегодняшний день в единой базе данных об участниках Великой Отечественной войны и музейном комплексе «Дорога памяти» собрана информация о 33,5 миллионах человек, более 5 миллионов фотографий, 45 тысяч фронтовых писем.

В своём выступлении руководитель Детского центра Музея Победы Елена Слесаренко отметила, что уже более 75 регионов страны стали участниками долгосрочной программы «Школьный музей Победы». Она также рассказала о мероприятиях, которые реализуются для детей и родителей в режиме онлайн совместно с Минпросвещения России, включая конкурсы и виртуальные экскурсии.

Выступление директора АНО «Астик» Елены Родионовой было посвящено проекту «Растим гражданина», который объединяет авторские разработки учителей по гражданско-патриотическому воспитанию и включает проведение ежегодного форума. На сегодняшний день в проекте приняли участие около 10 тысяч педагогов, лучшие наработки находятся в открытом доступе на официальном сайте.

Председатель комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области Лариса Савина рассказала о местной патриотической акции «Альбом Победы», которая проводилась в режиме онлайн и через школьные мероприятия: живущие в регионе участники Великой Отечественной войны рассказывали истории своей жизни, школьники писали открытки и военные письма, проводили исследования.

Олег Лысенко рассказал об акции Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета «#Письмоветерану», в рамках которой сотрудники и студенты, писали письма с личными поздравлениями ветеранам, труженикам тыла и детям войны.

Представитель группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова отметила большой интерес педагогов к сборнику «75 лучших «Уроков Победы», опубликованному по итогам Международного конкурса методических разработок, а также представила книгу «Детям о войне», адресованную ученикам начальной школы.


Справочно

  • Сборник «Письма военных лет: переписка школьных учителей и учеников» издан РГГУ при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Выход книги в свет приурочен к 75-летию Великой Победы.
  • Составители сборника А.Б. Безбородов, О.В, Павленко, Т.И. Хорхордина, Ф.Г. Тараторкин. К работе над массивами документов были привлечены молодые ученые, аспиранты и магистранты РГГУ – И.А. Баскакова, аспиранты К.В. Краснослободцев, Р.Р. Султанов и магистрант А.Н. Таштимирова.
  • На страницах сборника представлены 123 уникальных письма, найденных в государственных архивах и краеведческих музеях. Их дополняют записки и отрывки из дневников. Документы расположены в хронологической последовательности с выделением в отдельную группу тех, которые объединены общим местом действия. Географический охват очень широк – от западных границ Советского Союза (Украинская ССР и Белорусская ССР) до Хабаровска, от границы с Финляндией до Казахской ССР. Абсолютное большинство писем публикуется впервые.
  • Сборник состоит из трех тематических разделов. В первом разделе «Летопись труда и подвига» опубликованы научные статьи ученых РГГУ Филиппа Тараторкина и Татьяны Хорхординой, которые прослеживают профессиональные судьбы учителей на фронте и в тылу. Особое внимание исследователи уделяют истории сохранения памяти о войне, формированию коллекций свидетельств современников в личных архивах.
  • Во втором разделе «Учителя и ученики пишут на фронт» собраны письма в действующую армию. Особую ценность представляют письма военных лет из фонда Всесоюзного Радиокомитета Государственного архива РФ. В нем хранится более двух миллионов писем фронтовиков и тружеников тыла, присланных в Радиокомитет в 1941–1945 годах. Бойцы и труженики тыла писали на радио с желанием подать весточку о себе, узнать судьбу своих близких, воевавших на фронтах Великой Отечественной, узнать адреса родных, которых разбросала война. Письма из тыла от близких людей поднимали настроение солдатам и офицерам, придавали решимости и отваги.
  • В третьем разделе можно ознакомиться с письмами учителей с фронта, перепиской между учениками, находившимися в действующей армии, со своими учителями в тылу. В этот раздел вошли и письма, которые были обнаружены на страницах газет военного времени, и письма из фондов личного происхождения.
  • Книга рассчитана на учителей, учащихся средних школ и высших учебных заведений, а также всех, интересующихся историей Великой Отечественной войны и стремящихся сохранить историческую память о всенародном подвиге.