9 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Петровича Ерошкина (1920 – 1988), советского историка. Он внёс значительный вклад в становление истории государственных учреждений как важной вспомогательной исторической дисциплины. Николай Петрович провёл большую часть жизни в Московском государственном историко-архивном институте, пройдя путь от аспиранта до и.о. ректора.
С 1975 г. до последнего дня жизни он был заведующим кафедрой истории государственных учреждений и общественных организаций. В течение 40 лет читал курсы и спецкурсы по истории государственных учреждений. Ученик Николая Петровича, заслуженный профессор РГГУ, доктор исторических наук, профессор Александр Степанский в свое время вспоминал: «Всё, что рассказывал с кафедры Николай Петрович, было почти абсолютно новым. Свои лекции он не “читал”, а именно рассказывал. Глубокое научное содержание преподносилось в замечательной форме, где сочетались таланты литературный и артистический».
Когда-то другая его ученица, профессор кафедры истории государственных учреждений и общественных организаций Историко-архивного института, доктор исторических наук Татьяна Коржихина, вспоминала, что его лекции были особенными: «Он был остроумен, каждая его лекция была событием. Он как-то умел сочетать в лекции и строгую последовательность изложения материала (и их легко было записывать), и концептуальность, и в то же время любовь к факту, вкус к деталям, даже анекдот».
Об умении советского историка заворожить аудиторию рассказывала заведующая кафедры истории государственных учреждений и общественных организаций, доктор исторических наук, профессор Татьяна Архипова: «Его познания в смежных с историей областях гуманитарного знания казались необъятными, его умозаключения, параллели удивляли, иллюстрации завораживали. Все это сопровождалось иронией, юмором, сарказмом. Аудитория вместе с ним вздыхала, смеялась, возмущалась... Мне кажется, заплачь он – и аудитория зальется горючими слезами. И так все полтора часа».
В 1960 году Николай Петрович опубликовал учебник по истории государственных учреждений дореволюционной России, впоследствии выдержавший пять изданий. По этому учебнику учились несколько поколений историков-архивистов с середины XX в. до наших дней. Для архивистов и историков-исследователей в 1971 г. под редакцией Николая Ерошкина был издан справочник по истории высших органов государственной власти и органов центрального управления РСФСР.
Александр Сенин, профессор кафедры истории государственных учреждений и общественных организаций, доктор исторических наук, рассказал про уникальные энциклопедические знания своего учителя: «Николай Петрович читал лекции по истории государственных учреждений дореволюционной России более 40 лет и нам казалось, что знал о государственном устройстве Российской империи абсолютно все. Он был в курсе всех новейших исследований по отечественной истории, постоянно работал в архивах и щедро делился своими знаниями со студентами. На мой взгляд, это был последний у нас ученый-энциклопедист».
В последние годы жизни Николай Петрович работал над многотомным справочником по истории высших и центральных учреждений дореволюционной России. Он был научным руководителем и ответственным редактором справочника. Под его руководством издавались хрестоматии по истории государственных учреждений, регулярно проводились научно-практические конференции, в которых наряду с известными специалистами участвовали аспиранты и студенты, специализировавшиеся по истории российской государственности.
Работы Николая Ерошкина и его многочисленных учеников способствовали формированию уникальной научно-педагогической школы исследователей государственного аппарата России. Её особенностью стало изучение отечественной истории через историю государственных и общественных институтов.
Эту школу отличает исследовательская специфика. При системном и детальном анализе основных характеристик конкретного учреждения и госаппарата в целом, рассматриваются причины и цели создания, реорганизации и ликвидации; изменения в функциях, компетенции, организационной структуре, методах деятельности, персональном составе, объёмах финансирования и др. Особое внимание уделяется исследовательской работе в архивах. Преподаватели кафедры всегда ориентировали студентов и аспирантов на фактологическую точность и фактологическую эрудицию. Существование в XXI столетии этого научного направления, сложившегося в Историко-архивном институте, работы его учеников и последователей — стали лучшим памятником Николаю Петровичу Ерошкину – ученому и педагогу.