Фото: Рublic domain{{PD-US}}/Artemisia Gentileschi Selfportrait Martyr
Непростые обстоятельства жизни итальянской художницы XVII века Артемизии Джентилески стали темой лекции, прочитанной 17 сентября в книжной лавке РГГУ «У Кентавра». По итогам состоялась оживленная дискуссия об искусстве и феминизме.
«В современном обществе много говорится о насилии и травме, о том, как их пересочинить и переиграть, - отметила искусствовед Дильшат Харман. - Жизнь и творчество Джентилески полностью вписываются в этот контекст».
Артемизия Джентилески была старшей дочерью тосканского художника Орацио Джентилески. Девушка родилась в Риме и изучала живопись в мастерской отца, что не было чем-то удивительным для того времени: жена, владеющая ремеслом, могла помогать мужу в его работе. Её первая известная работа, «Сусанна и старцы», даже какое-то время считалась работой ее отца.
В 1612 году она подверглась сексуальному насилию. После долгого судебного разбирательства её доброе имя было восстановлено, но переживания художницы навсегда остались в её произведениях. Например, они нашли отражение в работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». После процесса Артемизия вышла замуж и уехала во Флоренцию. Она стала одной из немногих известных нам сегодня художниц XVII века.
В рамках творческого вечера сотрудники Центра визуальных исследований РГГУ Валерия Косякова и Дильшат Харман рассказали о жизни и картинах Артемизии Джентилески, а затем, вместе с переводчиком Петром Епифановым и философом Татьяной Левиной обсудили, как воспринималось насилие в XVII веке, какую роль в изменении отношения к нему играет изучение истории искусства и насколько необходимо знать обстоятельства жизни художника для интерпретации его произведений.
«Артемизия Джинтилески — это героиня для феминистской теории, в первую очередь, европейско-американской, - подчеркнула Валерия Косякова. - Именно поэтому нам показалось так важно начать обсуждать её в русскоязычном интеллектуальном пространстве. Мы попытались взглянуть на неё как на человека, который жил и от которого остались свидетельства, документы и картины, оценить тот образ, который был сконструирован в феминистской повестке ХХ века. Быть женщиной-исследовательницей, женщиной-интеллектуалкой, женщиной, которая участвует в политической жизни — это всегда большая проблема для классических или архаичных культур».
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика» (дайджест №1 за 2025 год), в котором публикуются материалы, посвящённые изучению устных традиций и ритуальных практик, архаической мифологии и её модификаций в Новейшее время, а также рассмотрению данных проблем в междисциплинарном поле.
Открыта регистрация на конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных на тему устойчивого развития, инвестиций и финансовых рисков в рамках Финатлон форума.
18 февраля 2025 г. на заседании Научно-экспертного совета РГГУ состоялась защита отчётов по итогам реализации научно-исследовательских проектов в рамках конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ».
20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.
17 февраля в Российском государственном гуманитарном университете стартовала XVII Московская Международная Историческая Модель ООН РГГУ 2025, призванная максимально точно воссоздать работу основных органов и специальных учреждений ООН в рамках школ и вузов.
7 февраля в выставочных залах Мультимедийного центра имени Ю.В. Кнорозова в преддверии Дня российской науки состоялась презентация книги «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому».
Участие в мероприятии приняли представители Института российской истории РАН, архивных учреждений, а также научного и экспертного сообществ. Они дали оценку планам публикации новых томов издания и подробно остановились на отдельных книгах.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов, профессор РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».