16 ноября 2021 г. была проведена II Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык: интеграция науки и образования в академическом взаимодействии», организованная кафедрой иностранных языков Факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ.
В работе конференции приняли участие преподаватели и магистранты ФМОПиЗР, преподаватели других факультетов РГГУ, аспиранты нашего университета, почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья.
Исследователи разных направлений гуманитарного знания продемонстрировали результаты своих научных изысканий. Эти труды представляли собой широкий спектр работ в области методики преподавания иностранных языков, общего языкознания, педагогики, лингвистики, лексикографии, психологии. Темы презентаций свидетельствовали о разнообразии научных интересов докладчиков и широте их кругозора.
Стихийная и нестихийная природа освоения языка в иноязычной коммуникации, грамматические категории и лексическое наполнение текста, экспрессивные средства художественного выражения и ораторское искусство, терминологическое обеспечение учебного процесса и трудности перевода – вот далеко не полный список тем, затронутых на конференции.
Особое внимание было уделено системе высшего образования России. Было отмечено, что стратегические цели, которые ставит перед собой вуз, а также то, как он видит свою образовательную миссию, коренным образом влияют на деятельность этого вуза и ее результаты. Проблема определения таких целей, являющихся смыслообразующими компонентами национального образования, представляет собой системную проблему, определяющую успешность педагогического процесса по любой дисциплине.
Много исследований было посвящено цифровизации процесса обучения, когда онлайн-формат становится все более актуальной и, особенно в период пандемии, неизбежной формой образовательного процесса. Основным ориентиром, считают ученые, должно стать повышение качества обучения и преподавания, а также улучшение результатов учебной деятельности нового поколения Z. В этой связи перед преподавателем высшей школы стоит задача правильного выбора и использования современного образовательного инструментария, позволяющего создавать на занятиях по иностранному языку необходимые условия комфортной атмосферы личностно развивающей образовательной среды, влияющей на амплификацию познавательной активности студентов.
Как было показано в ряде презентаций, одним из самых результативных и эффективных приемов в процессе учебной коммуникации с использованием информационного обеспечения может явиться обучение в сотрудничестве. Этот подход к изучению иностранного языка позволяет педагогу не только развить у обучающихся самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к предложенной ситуации и работать с различной информацией, но, самое главное, – самостоятельно добывать знания, самореализовываться и социализироваться.
Иностранный язык на Факультете международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения всегда рассматривался как предмет, подчиненный профилирующим дисциплинам, являющийся медиумом профессиональных знаний в реализации образовательной программы, открывающий перед обучающимися большие возможности для ознакомления с зарубежным опытом в сфере избранного направления подготовки. Поэтому вполне закономерно, что ряд докладов конференции был посвящен межпредметной интеграции, которая способствует сближению иностранного языка и дисциплин профильного цикла, объединяет знания, умения и навыки учебно-исследовательской деятельности в целостную систему и разрешает противоречие между предметным изучением иностранного языка и формированием профессионально-направленных умений без потери качественных особенностей изучаемого предмета. Подобный симбиоз иностранного языка и профильной дисциплины был продемонстрирован в докладах, посвященных анализу современного состояния международных отношений. Исследования, в которых рассматривались различные аспекты общественно-политического дискурса, вызвали широкий обмен мнениями.
Сообщения докладчиков на конференции явились свидетельством серьезной экспертно-аналитической работы. Все выступления отличались научной содержательностью и практической значимостью материала.
Обсуждение широкого круга проблем, обмен коллег знаниями и опытом позволят наметить траекторию направления научно-исследовательской работы в тех областях знания, которые были обозначены в докладах и презентациях участников конференции.
Презентации докладчиков:
26 февраля в Дипломатической академии МИД России прошла презентация Международной научно-практической конференции «Тарлевские чтения. К новой архитектуре многополярного мира», запланированной на 4 июня 2025 г.
25 февраля кафедрой международной безопасности проведен круглый стол «Военные конфликты в Афганистане (1973-2024): историческая память и уроки», приуроченный к 36 годовщине вывода советских войск из Афганистана.
19 февраля 2025 г. в рамках заседания студенческого научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте» студенты РГГУ обсудили многообразие направлений развития искусства начала XX века в контексте мировой истории.
Опубликована статья Члена Совета Ассоциации российских дипломатов, доктора политических наук, профессора кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Владимира Пряхина «Начало пути?», посвящённая итогам телефонных переговоров президентов России и США.
Доцент ФМО Института международных отношений и политических наук РГГУ, член Совета Ассоциации российских дипломатов, Почётный работник МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Б.И. Медведев получил благодарность Департамента внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с календарным планом воспитательной работы РГГУ 13 февраля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ прошло заседание круглого стола для студентов 3-го и 4-го курсов на тему «Разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в оценках историков, дипломатов и военных».
12 февраля 2025 года преподаватели кафедры иностранных языков Института международных отношений и политических наук Е.Н. Гурьянова и С.Ж. Умарканова провели круглый стол на английском языке, посвященный Дню дипломатического работника.
10 февраля 2025 г., в День дипломатического работника, профессора факультета международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ В.Ф. Пряхин и Л.Н. Клепацкий, а также доцент Б.И. Медведев приняли участие в торжественном собрании в Министерстве иностранных дел России.
7 февраля 2025 г. накануне Дня дипломатического работника доцент ФМО Института международных отношений и политических наук РГГУ, член Совета Ассоциации российских дипломатов, Почётный работник МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник Борис Медведев принял участие в открытии Клуба юных дипломатов калужского МБОУ «СОШ № 13».
В соответствии с календарным планом воспитательной работы РГГУ и в рамках проекта «100 дат российской идентичности» 3 февраля 2025 г. на факультете международных отношений Института международных отношений и политических наук РГГУ была проведена лекция для студентов 3-го курса на тему «День освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады».