РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Состоялась студенческая научно-практическая конференция «Коммуникативный дискурс киноискусства. Межличностная интеракция в кинематографе»
24.01.2022

Состоялась студенческая научно-практическая конференция «Коммуникативный дискурс киноискусства. Межличностная интеракция в кинематографе»


13 января 2022 года состоялась студенческая научно-практическая конференция «Коммуникативный дискурс киноискусства. Межличностная интеракция в кинематографе». Мероприятие было организовано и проведено кафедрой интегрированных коммуникаций и рекламы, студентами 1 курса факультета рекламы и связей с общественностью и группой «Связи с общественностью и коммуникативные технологии» Факультета востоковедения и социально-коммуникативных наук под руководством декана ФРиСО, завкафедрой ИКиР, профессора, д.э.н., Абаева Алана Лазаревича, и доцента кафедры ИКиР, к.ф.н., Джавршян Наны Размиковны. Мероприятие проходило на онлайн-платформе Zoom. Всего в конференции приняли участие более 100 студентов.

В ходе мероприятия докладчики, студенты первого курса, на примерах из мирового кинематографа рассмотрели проблемы и особенности построения межличностного и группового взаимодействия. Участники имели возможность в ходе работы построить с аудиторией дискуссию, чтобы обсудить со слушателями поднятые в докладах темы, что способствовало более полному и глубокому пониманию темы.

Первая заявленная тема была посвящена групповому принятию решений в фильме «Повелитель мух». Работу выполнила Барыкина Елизавета, (1 курс, РиСО ФВиСКН).

Докладчиком был рассмотрен не только фильм, но и литературный первоисточник, и на их основе был выстроен подробный анализ проблемы подхода групп к принятию групповых решений, дано определение многим терминам темы, сделан вывод о применении рассмотренных на примере героев фильма особенностей коллективного дискурса в повседневной жизни.

Вторая предложенная для обсуждения тема была посвящена когнитивному диссонансу как инструменту построения сюжета фильма «Здесь курят». Доклад подготовили Фам Тхи Кхань Линь, Голованова Дарья и Ясюлевич Дарья (1 курс, РиСО ФВиСКН).

Выступающими была проделана обширная работа по объяснению термина «когнитивный диссонанс» и обнаружению его как движущей силы поступков героев фильма. «Диссекция» персонажей позволила показать и способы преодоления вышеупомянутого диссонанса, а в качестве вывода дано исчерпывающее определение консонанса.

Третья рассмотренная на конференции тема касалась проявлений теории нарушения ожиданий Дж. Бургун в фильме «Как отделаться от парня за десять дней». Доклад подготовили Абрамян Карина, Генералова Дарья и Гончарова Юлия (1 курс, РиСО ФВиСКН).

В ходе выступления докладчики объяснили концепт теории и её научное обоснование, и при помощи выявления причинно-следственных связей в мотивации и действиях героев фильма показали работу идей Бургун на практике. Демонстрация фрагментов картины и последующий их анализ позволил создать у аудитории исчерпывающее представление о нарушении ожиданий как об инструменте межличностной коммуникации.

Четвёртая тема освещала символическую конвергенцию в фильме «Общество мёртвых поэтов». Работу выполнили Зуев Роман, Прокофьев Егор и Русанов Кирилл (1 курс, РиСО ФВиСКН).

Для более полного рассмотрения темы докладчиками сначала были раскрыты её основополагающие термины, на основе которых был выстроен дальнейший дискурс о сплочении группы главных героев фильма под воздействием общих идей. Анализ процесса приобретения персонажами чувства группового единства на основе схожих ценностных установок позволил продемонстрировать фактическую работу заявленной теории и создать у аудитории представление о применении принципов конвергенции в реальной жизни.

Пятая тема касалась теории социальных суждений на примере фильма «Список Шиндлера». Доклад подготовили Ефимиади Софья, Панюшкина Мария и Венжик Данила (1 курс, (РСОвЦС) ФРиСО).

В ходе выступления участниками на примере фильма и исторических событий, на фоне которых разворачивается его сюжет, были рассмотрены диапазоны принятия, неопределённости и отрицания персонажами, а также то, как разворачиваются их отношения при совпадении или несовпадении этих диапазонов. Приведённые как иллюстрации высказанных тезисов диалоги героев фильма продемонстрировали аудитории принципы построения коммуникации на основе рассмотренной докладчиками теории.

Шестая из предложенных для обсуждения на конференции тем была посвящена коммуникативным регистрам и их влияние на жизнь героев в фильме "Неспящие в Сиэтле". Работу выполнили Максимова София, Здрадовская Мария и Матвейчук Анастасия (1 курс, 1 группа ФРиСО).

Докладчиками была рассмотрена переписка персонажей фильма как пример компьютерно-опосредованной коммуникации в контексте выбранной теории. Демонстрация фрагментов картины, описывающих чувства героев, позволила выступающим продемонстрировать актуальность подобного способа общения, а приведённые аналогии «трубочки и стакана» позволили вовлечь аудиторию в процесс изучения сложного материала.

Седьмой темой, рассмотренной участниками, стало снижение коммуникативной неопределённости на примере фильма "Моя большая греческая свадьба". Доклад подготовили Попов Семен и Скрибка Егор (1 курс, 1 группа ФРиСО).

Выступающими была проделана большая работа не только по рассмотрению проблемы коммуникативной неопределённости, но и по построению увлекательного визуального ряда, вызвавшего активный отклик у аудитории. Подобное её вовлечение в процесс работы позволило участникам наглядно продемонстрировать принципы теории снижения неопределённости, в том числе и на примере поступков героев фильма.

Восьмая заявленная тема была посвящена теория речевых кодов Джерри Филипсена в фильме "Билли Эллиот". Доклад подготовили Аббасова Сабина, Кашина Анастасия и Мамина Мария (1 курс, 1 группа ФРиСО).

В ходе выступления студенты рассмотрели этнографический подход Дж. Филипсена к определению речевых кодов, обратили внимание на происхождение, место жительства и род занятий героев как детерминант особенностей построения ими коммуникации. Подробный анализ выступающими связи культурных контекстов и речевых кодов, а также предпосылок их расхождения в результате дал им возможность составить для слушателей целостную картину пространства коммуникации персонажей.

Девятая тема вновь обращалась к фильму «Билли Эллиот», однако рассматривала его с точки зрения гендерной коммуникации. Работу выполнили Анастасия Грешнова, Батурина Варвара, Александра Мельникова и Александр Каранов (1 курс, 3 группа ФРиСО).

Докладчики подошли к проблеме взаимодействия полов с точки зрения применения в нём когнитивного ритуала, состоящего из четырёх пунктов, каждый из которых был подробно разобран на примере фильма. Более того, для получения актуальной статистической информации было проведено социологическое исследование в социальной сети Instagram, наглядно продемонстрировавшее разницу во взглядах представителей разных полов на вопрос о занятии танцами, который, необходимо заметить, коррелирует с темой фильма.

Десятая предложенная для обсуждения тема была посвящена особенностям символической конвергенции в Фильме «Общество мёртвых поэтов». Доклад подготовили Винокуров Михаил и Зверев Арсений (1 курс, группа (РСОвЦС) ФРиСО).

На примере взаимоотношений внутри группы героев фильма выступающими был проанализирован процесс символической конвергенции, а также рассмотрены факторы, влияющие на его течение. Сопоставление ценностей и взглядов персонажей на жизнь позволило достаточно полно объяснить те действия, которые они предпринимали, с точки зрения предложенной для обсуждения теории.

Одиннадцатая рассмотренная на конференции тема касалась теории объективизма или интерпретации в фильме «Хористы». Работу выполнили Галкина Евгения и Мамкова Анастасия (1 курс,2 группа ФРиСО).

На основе анализа принципов объективизма и интерпретации и дальнейшего их противопоставления докладчики построили объяснение взаимоотношений персонажей фильма. Рассмотренные ими особенности каждого из подходов к коммуникации позволили показать, как полярные по своему принципу теории могут сочетаться в рамках сложных взаимодействий людей.

Двенадцатая заявленная тема раскрывала теорию конструктивизма в фильме «Убить пересмешника». Работу выполнили Сафонова Анфиса, Щелкалина Юлия и Богословская Алина (1 курс, 2 группа ФРиСО).

Выступающими было проведено исследование эффективности использования человекоцентрированных сообщений на примере взаимодействия персонажей фильма. Также была рассмотрена модель производства сообщения, подробно объяснены аспекты оценки целей, выбора планов и использования тактики как способов построения людьми коммуникации. Для полного описания теории докладчики обратились ещё и к понятию процедурной записи и практического её применения героями картины.

Тринадцатая проработанная тема была посвящена способам преодоления когнитивного диссонанса на примере героев фильма "Здесь курят". Доклад подготовили Убушиева Александра и Пилипецки Арина (1 курс, 2 группа ФРиСО).

В своем выступлении докладчики подробно рассмотрели научное обосновании теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера, а также, что немаловажно, предложенные им способы с этим диссонансом справиться. В качестве примера работоспособности предложенных способов ими был предложен ряд эпизодов из фильма "Здесь курят", наглядно демонстрирующих сначала то, как персонажи сталкиваются с диссонансом, а затем то, как они его постепенно преодолевают, приходя, таким образом, к консонансу.

Четырнадцатая тема, рассмотренная на конференции, была посвящена раскрытию фильма «Общество мёртвых поэтов» через теорию символической конвергенции Эрнста Борманна. Работу выполнила Боровкова Александра (1 курс,2 группа ФРиСО).

Для объяснения принципов теории Э. Борманна докладчик предложила аудитории для рассмотрения ряд фрагментов фильма, демонстрирующих использование общих идей и моральных принципов как инструмента расположения к себе человека и дальнейшего упрочнения связи с ним. Сплочение приведённой в качестве примера группы персонажей позволило наглядно продемонстрировать актуальность выбранной для обсуждения теории.

Пятнадцатая тема конференции, касалась анализа фильма «Когда Гарри встретил Салли» с точки зрения теории Деборы Таннен о гендерных стилях. Доклад подготовила Мирдзвели Нина (1 курс, 2 группа ФРиСО).

Докладчиком в качестве основы теоретического разбора проблемы были выбраны эпизоды, наглядно демонстрирующие различия в коммуникативном поведении полов. На примере данных отрывков были объяснены понятия разговора-рапорта и разговора-доклада, проанализирована выстраиваемая в процессе общения система поддержания представителями разных полов собственного авторитета.

Шестнадцатая тема: Объективизм или интерпретация: как оценивать действия героев в фильме «Заводной Апельсин» представлена Ахметым Романом, Фёдоровой Дарьей, Анисимовым Даниилом, Аксёненко Семёном (1 курс, МКиМ)

Семнадцатая, заключительная тема: Теория когнитивного диссонанса в кинокартине «Здесь курят» была представлена Мигучкиной Элиной, Коротаевой Анной, Селюковой Анфисой, Алексеевой Софьей (1 курс, МКиМ).

Участники конференции активно участвовали в рассмотрении каждой из тем, задавали вопросы, старались шире и глубже понять предложенный для изучения и подготовленный ими самими материал. Профессиональная поддержка дискуссий со стороны научного руководителя позволила сделать мероприятие интересным и полезным для студентов, которые, безусловно, хотели бы и далее участвовать в подобных занятиях, о чём свидетельствуют их отзывы. Вот некоторые из них:


Фам Тхи Кхань Линь («Связи с общественностью и коммуникативные технологии» ФВиСКН, 1 курс):

«Мне очень понравилась вчерашняя конференция о коммуникативном дискурсе киноискусства! На примерах из разных фильмов я поняла, как теории коммуникации применяются в кино и как они влияют на аудиторию. Мне было очень интересно участвовать в этой конференции и работать со студентами ФРиСО. Я видела много групп, анализирующих фильм «Здесь курят», но организаторы разделили его для нас, чтобы мы могли проанализировать различные аспекты фильма, что меня очень заинтересовало. Мне понравились презентации и подготовка участников. Я надеюсь, что смогу посещать такие встречи в будущем!»


Мосензовенко Анна («Связи с общественностью и коммуникативные технологии» ФВиСКН, 1 курс):

«Конференция была очень полезной, так как проекты, представленные там, могут выступить для нас образцами дальнейшей профессиональной деятельности. Было очень интересно слушать ребят, видно было, что им интересны выбранные темы. Впечатлили презентации некоторых выступающих, да и в целом визуальное сопровождение докладов было на высшем уровне!»


Ясюлевич Дарья («Связи с общественностью и коммуникативные технологии» ФВиСКН, 1 курс):

«Конференция прошла отлично! Было весело и интересно. Была приятная атмосфера. Очень понравилась организация: здорово, что был четкий регламент, который не позволял затягивать выступления. Это помогло сделать конференцию ещё более насыщенной и информативной!»


Зуев Роман, Прокофьев Егор, Русанов Кирилл («Связи с общественностью и коммуникативные технологии» ФВиСКН, 1 курс):

«Конференция прошла очень продуктивно! Узнали много нового о некоторых теориях, а главное, посмотрели, как они могут применяться. Хочется отметить, что ребята вкладывали очень много сил в подачу материала и его визуализацию. Было приятно смотреть на качественно сделанные работы! Ещё одним интересным моментом было то, что один фильм иногда разбирали сразу несколько групп. Это дало посмотреть на картины с разных точек зрения, лучше понять их структуру. Очень надеемся, что подобные конференции будут проводиться и далее!»


В заключении хотелось бы выразить отельную благодарность кафедре интегрированных коммуникаций и рекламы, в частности, организаторам конференции, декану ФРиСО, завкафедрой ИКиР, профессору, д.э.н., Абаеву А.Л. и доценту кафедры ИКиР, к.ф.н, Джавршян Н.Р. за организацию и проведение такого важного и полезного для студентов-первокурсников мероприятия.

Материал при участии группы 1 курса ФВиСКН «Связи с общественностью и коммуникативные технологии» подготовил староста группы Прокофьев Е.П.