29 января участники постоянно действующего семинара «Фантастическое в популярной культуре» собрались в виртуальной аудитории в четвертый раз. Основной темой этой встречи был поджанр «городского фэнтези» – его история, его основные характеристики, его границы. Семинар начался с обсуждения двух заранее предложенных статей. В дискуссии вокруг первой из них, «Лабиринты «Нового Средневековья»: интеграция фольклорно-мифологической компоненты и актуальность сказочной атрибутики в современных телесериалах США», приняла участие ее автор, Нина Спутницкая. Вторая – «Crime Stories and Urban Fantasy» шведского исследователя Cтефана Экмана – была посвящена трансформации детективных сюжетов трех типов при включении их в повествование в жанре фэнтези. Поэтому в дискуссии были затронуты и фольклорные мотивы, проблема взаимодействия жанров, и, разумеется, критерии, по которым произведение можно отнести к «городскому фэнтези». Обсуждался также вопрос о том, насколько это и другие определения подобного рода могут быть применены к произведениям, созданным задолго до того, как само определение было сформулировано. Было названо множество имен – от Чайны Мьевилля до Михаила Булгакова.
Вторая часть семинара состояла из доклада Александры Тарасовой «Культурная специфика и глобальная система жанров: мотив реинкарнации в южнокорейском городском фэнтези». Доклад демонстрировал, как следующий в общем и целом глобальному формату сериала в жанре «городского» или «современного» фэнтези повествование сохраняет культурную специфику и придает общепринятым повествовательным формулам оригинальности за счет обращения к теме реинкарнаций. Как этот мотив, религиозного – буддийского – происхождения функционирует в сюжете о приключениях персонажей из корейских мифов и легенд в обстановке условной «современности» было показано на примере нескольких телесериалов последних лет, а также чрезвычайно популярной у себя на родине дилогии «Наедине с богами».
В заключительной части семинара состоялась своего рода премьера рубрики, в которой отныне предполагается знакомить друг друга с интересными, но не очень известными изданиями и интернет-ресурсами. На этот раз участники познакомились с журналом «Mythlore», существующем с конца 1960-х гг. ХХ в. За годы своего существования «Mythlore» превратился из полулюбительского журнала почитателей Дж.Р.Р. Толкина и К.С. Льюиса в полноценное академическое издание специализирующееся на литературе в жанре фэнтези, издание, в котором публикуются ученые из разных стран. И хотя в основном журнал по-прежнему сосредоточен на наследии Толкина, даже в самых последних номерах (включая осенний номер 2021 г.) можно найти и статьи, посвященные Т. Прэтчетту, Д.У. Джонс, П. Биглу, А. Байетт и другим авторам. Особый интерес представляет и архив журнала, начиная с первых номеров – оцифрованный и доступный для просмотра.
Следующую встречу семинара планируется провести 26 февраля.
20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.
В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.
Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.
Доцент кафедры истории и теории культуры Оксана Вячеславовна Гавришина приняла участие в подкасте «История истории». Ведущий подкаста – Артём Клюев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Тема выпуска «„Визуальный поворот“ и современная историческая наука».
Международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ вновь организовал для студентов экскурсию на Рождественский базар в Немецкой школе.
3 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Искусство новейших генеративных медиа» выступил магистрант факультета культурологии Павел Печенкин.
27 ноября 2024 г. международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ организовал для студентов экскурсию в Гёте-Институт с посещением выставки, приуроченной к юбилею Франца Кафки.
2 декабря в рамках проекта «100 юбилейных дат» в РГГУ открылась выставка «Русские юристы — деятели судебной реформы», организованная факультетом культурологии при участии юридического факультета и посвященная 160-летию утверждения императором Александром II новых российских судебных законов 20 ноября (2 декабря)1864 г.
27 ноября в РГГУ состоялась беседа на тему «Христианство и биотехнологии улучшения человека», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». Ведущие – доценты Лидия Владимировна Крошкина и Елена Викторовна Бахадова.
27 ноября 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».