26 ноября состоялась очередная онлайн-встреча постоянно действующего научного семинара факультета культурологии «Фантастическое в популярной культуре»
В этот раз участники семинара познакомились с творчеством английского писателя Дэвида Алмонда, прежде всего – с его наиболее известным произведением, «Скеллигом» 1998 г. Возможно, в России это автор не слишком популярен (хотя у него сложился круг почитателей, его книги переводятся и издаются, а «Скеллиг» выдержал уже три издания), но в англоязычном мире ему посвящено немало научных работ. Две подобных статьи – «Risk and Resilience, Knowledge and Imagination: The Enlightenment of David Almond's Skellig» Элизабет Буллен и «Death, Angels and Football – Blake’s Visions and Almond’s England» Сандры Дж. Уильямс – позволили начать разговор не только о Дэвиде Алмонде, но и о «магическом реализме» (направлении, к которому автора часто относят), интертекстуальности (в «Скеллиге» довольно важную роль играют аллюзии на творчество Уильяма Блейка), а также религиозных образах и их интерпретации в фантастической литературе. В последнем случае предметов обсуждения стала также статья Ольги Михельсон и Анны Тесман «Религия и фэнтези в контексте постсекуляризма».
Затем наступило время доклада Александры Тарасовой «Что-то такое»: трансформации «реального» и интертекстуальность в британской экранизации «Скеллига» Д. Алмонда (2009)». Фильм, главные роли в котором исполнили Тим Рот, Бил Милнер, Джон Симм и Келли Макдональд, представляет собой пример очень бережной киноадаптации литературного произведения. Вместе с тем и вынужденные сокращения, и некоторые изменения, внесенные в сюжет, и сам переход на киноязык – все это превращает фильм в отдельное повествование. Доклад был призван продемонстрировать, каким образом в фильме конструируется особый мир, в котором гармонично сосуществуют друг с другом детали, соответствующие «реальности» зрителя (главный герой – мальчик по имени Майкл – ходит в школу и изучает там теорию эволюции Дарвина, его отец работает таксистом, их семья только что переехала в требующий срочного ремонта старый дом, маленькая сестренка героя родилась с пороком сердца и ей требуется операция) и детали иные, относящиеся как будто к области «фантастического» (в садовом сарайчике у дома Майкл обнаруживает изможденное и пребывающее в глубокой депрессии существо, внешне больше всего напоминающее грязного бродягу, но с крыльями за спиной – и не исключено, что это ангел или же «что-то такое», что не поддается точному определению). При этом то, что может быть описано словом «сверхъестественное» в этом повествовании вне всякого сомнения является естественной частью той же реальности, в которой Майкл вместе со своей новой подругой Миной читает книжки про динозавров. Постоянное взаимопроникновение и взаимозамещение символического и научного, фантастического и неизученного, природного и рукотворного, прекрасного и отвратительного в сочетании с выразительным визуальным рядом фильма вызвало большой интерес у участников семинара и увенчалось увлекательной дискуссией.
5 марта 2025 г. в Учебно-научном центре визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ прошла реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
22 февраля 2025 г. в рамках Недели карьеры факультета культурологии прошла ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Профессия – культуролог – VII»
26 февраля 2025 г. в РГГУ прошла встреча участников научного семинара «Фантастическое в популярной культуре». Серию заседаний, объединённых темой «Медиевализм в фантастических мирах», открыл доклад об использовании средневековой геральдики в компьютерных играх.
27 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире» прошла беседа на тему «Христианство и наслаждение», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
24 февраля в онлайн-формате состоялось очередное заседание семинара «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Анонимность vs партиципация: практики коммуникации в фандоме молодежного сериала» выступила Анастасия Россинская, магистр искусствоведения, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.
В рамках Недели карьеры 17 - 22 февраля были проведены лекции и мастер-классы от выпускников и преподавателей факультета культурологии, а также от специалистов в сфере трудоустройства.
В среду 19 февраля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».
В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 17 февраля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
14 февраля 2025 г. в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского открылась экспозиция советских икон «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», организованная научными сотрудниками РГГУ. Выставка продлится до 6 апреля 2025 г.
25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».