22 декабря на заседании Научно-экспертного совета РГГУ были подведены итоги конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ» за 2021 г.
Конкурсы, объявленные по инициативе руководства и ученого совета РГГУ, проводятся ежегодно с 2018 г. Управлением по научной работе РГГУ.
Основными целями являются: реализация научных проектов, имеющих важное значение для развития отрасли науки или прикладное значение (с возможностью внедрения социально значимых разработок), а также поддержка ведущих научно-педагогических школ РГГУ и молодых исследователей.
По итогам реализации двух конкурсов 2021 года было опубликовано свыше 80 статей, издано 7 сборников, представлено свыше 170 докладов на научных конференциях, проведено 10 международных конференций и 19 студенческих научных мероприятия по темам проектов. Ряд студентов – участников проектов продолжили обучение в магистратуре и аспирантуре, что свидетельствует о преемственности поколений в научно-педагогических школах.
Ниже представлены основные научные результаты, полученные в ходе реализации проектов – победителей конкурса, и презентации, подготовленные на основе отчетов.
Проектный научный коллектив
Проектный научный коллектив
Проектный научный коллектив
Проектный научный коллектив
Студенческий проектный научный коллектив
Студенческий проектный научный коллектив
Студенческий проектный научный коллектив
Студенческий проектный научный коллектив
Студенческий проектный научный коллектив
Студенческий проектный научный коллектив
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
В рамках Премии городских историков, подводящей итоги в области исторической урбанистики за 2024 г., в номинации «Лучшая диссертация» уверенную победу одержала преподаватель ИАИ РГГУ Анастасия Андреевна Локтева. Все члены жюри высоко оценили её исследование «Мир животных в городской социокультурной среде российских столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) XIX — начала XX века».
16 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась пятнадцатая сессия международного научного семинара «Современные проблемы компаративистики»: «Пушкин-интерпретатор — интерпретаторы Пушкина: компаративные сюжеты из истории мировой литературы».
Подводим итоги работы Платоновского исследовательского научного центра РГГУ за первый семестр 2024/2025 учебного года. ПИНЦ регулярно проводит семинарские чтения произведений Платона: в рамках занятий подробно изучаются структура и философский смысл диалогов, а также уделяется особое внимание реалиям и отсылкам в текстах.
В декабре 2024 г. прошёл конкурс «Малые отдельные научные группы», организованный Российским научным фондом (РНФ). В числе победителей — учёные Российского государственного гуманитарного университета.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошла межвузовская научная конференция «Проблемы поэтики. Читатель и адресат», посвящённая памяти Сергея Петровича Лавлинского (1960–2023). Организатором мероприятия выступила кафедра теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ.
27-29 ноября 2024 г. в «Сириусе» прошёл IV Конгресс молодых учёных, в котором приняли активное участие студенты и преподаватели Российского государственного гуманитарного университета.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Фольклор: структура, типология, семиотика», в котором публикуются статьи, посвященные изучению устных текстов и ритуальных практик, архаического мифа и его модификаций в новейшее время.
Вышел в свет новый номер научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», целью которого является представление междисциплинарных исследований по актуальным проблемам теории, методологии и практики психологической науки, педагогики и образования.