Страны постсоветской Евразии стали объектом в разной степени, но довольно сильной образовательной экспансии внерегиональных акторов, которые активно стали продвигать свои образовательные продукты, основывать учреждения и центры, используя их, в том числе и как элемент того, что мы называем "мягкой силой".
Сегодня эта конкуренция приобрела особенное значение и соответственно в еще большей степени вырос запрос на образовательную инициативу России, на новое качество ее политики в области образования и науки на евразийском пространстве.
Одной из форм сотрудничества в сфере образования в четырех странах СНГ – Армении, Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане являются Славянские университеты, которые были созданы в разное время, имеют свою, порой довольно сильно отличающуюся друг от друга специфику, но одновременно и целый ряд общих проблем, нуждающихся в совместных решениях. Образовательная составляющая сотрудничества между Россией и странами нахождения славянских университетов как основа формирования эффективных механизмов продвижения российского образования и гуманитарного влияния требует интенсификации.
Порой не хватало конкретных планов и мер по продвижению российского образования и науки в странах нахождения славянских университетов с учетом специфики их внутреннего развития и внешнеполитического положения.
Отмечался дефицит стратегии развития университетов как современных научно-образовательных и просветительских центров, кластеров укрепления сотрудничества России, Армении, Беларуси и Кыргызстана через образовательные, научно-исследовательские и просветительские и программы, и проекты.
При наличии своих отличительных черт, таких как например, прежде всего, технический характер Белорусско-Российского университета в Могилеве или очень заметная роль, которую играют КРСУ и РАУ в образовательных системах Кыргызстана и Армении для всех славянских университетов актуально решение таких ключевых задач, как углубление интеграции в российское научно-образовательное пространство, продвижение российских образовательных продуктов и научных проектов, вовлечение российских преподавателей и ученых в деятельность университетов, повышение уровня квалификации преподавательских и научных кадров, работа над брендами и представленностью в медиасреде, как в странах их нахождения, так и в России. Важны и активизация молодежной политики и культурно-просветительской деятельности, участие славянских университетов в работе по подготовке и адаптации мигрантов, выезжающих в России для работы по востребованным рабочим специальностям.
При этом приоритет состоит в том, чтобы все новшества как методического, так и организационного характера эффективно и быстро внедрялись, преодолевая порой инертность, специфические страновые трудности, обеспечивались своевременным и целенаправленным финансированием.
Проект, реализуемый Российским государственным гуманитарным университетом, одним из важных направлений в работе которого является исследования евразийского пространства, при активной поддержке Министерства образования и науки России, направлен на создание центров евразийских исследований в славянских университетах. Первым подобным центром стал открытый в Могилеве, в Белорусско-российском университете Центр евразийских исследований имени А.А. Громыко, названный в честь нашего выдающегося дипломата и уроженца Гомельского уезда Могилевской губернии. В числе первых мероприятий, проведенных под эгидой Центра, стратегическая сессия по развитию научно-образовательного сотрудничества России и Беларуси, круглый стол «Беларусь и Россия – основы социогуманитарного партнерства» и круглый стол «Беларусь и Россия в общем историко-культурном пространстве: к 100-летию образования СССР», организованные при поддержке Российского исторического общества и проведенные в ходе визита в БРУ делегации РГГУ во главе с академиком РАН, президентом РГГУ Е. И. Пивоваром. В настоящее время посредством совместной работы с коллегами из Еревана, Могилева, Душанбе и Бишкека задача открытия и начала функционирования центров практически выполнена и началась работа по практическому наполнению деятельности центров в научно-образовательном и просветительском планах.
Важнейшей характеристикой работы новых структур, безусловно, должна быть мультифункциональность и междисциплинароность, а главное та помощь, которую они могут оказать самим славянским университетам по всем потенциально возможным векторам их деятельности.
Прежде всего, это научная работа центров, используя весь спектр традиционных механизмов организации научно-исследовательской деятельности – реализация совместных исследовательских проектов, организация международных научных мероприятий, подготовка и публикация совместных научных трудов, поддержка публикаторской активности ученых двух университетов в авторитетных периодических научных изданиях. Ключевое значение в научной составляющей деятельности центра будут иметь межстрановые сравнительные и междисциплинарные исследования. Отдельным важным направлением деятельности должна стать разработка и реализация как отдельных курсов и модулей по востребованным дисциплинам, так и совместных магистерских программ, программ повышения квалификации и переподготовки кадров.
Важной задачей Центров евразийских исследований уже является формирование сетевой структуры по поддержке развития образовательной кооперации, включая подготовку новых национальных кадров и молодых лидеров. Конечно, важен и точеный подход. К примеру, принимая во внимание ранее существующий технический уклон БРУ, который относительно недавно начал развивать гуманитарные направления, требуется особенное внимание именно к этой сфере, что позволит развить БРУ, являющийся одним из лидеров технического образования в Беларуси, еще и как университет гуманитарных дисциплин.
Одной из ключевых компонент образовательного направления работы Центров станет поддержка развития образовательных программ по русскому языку. В этом плане важна совместная работа с уже открытыми кафедрами Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. Отдельное важное место уделяется интеграции студентов в общение друг с другом, совместные образовательные и творческие проекты, к примеру, такие как модель ШОС, ЕАЭС, Союзного государства, стажировки и историко-просветительские мероприятия.
Степень успеха образовательного проекта Центров евразийских исследований в славянских университетах, безусловно, покажет время, но именно сегодня в период сложных трансформаций международной обстановки, в период резкого усиления роли евразийского пространства и внимания к нему, проект, которому дан успешный старт, совокупными усилиями ведомств, управленческого аппарата и профессорско-преподавательского состава университетов имеет все шансы стать важным элементом усиления позиций российского образования на пространстве СНГ и потенциал к дальнейшему расширению.
Александр Гущин, старший научный сотрудник ИЕиМИ РГГУ