Ко Дню Колумба доцент Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова РГГУ Иван Никитович Косиченко поделился своим взглядом на историческую значимость события 1492 года. Учёный охарактеризовал открытие Америки как сложный процесс, который нельзя сводить к однозначным оценкам или упрощённым мифам, в силу его тесной связи с развитием европейской экспансии и формированием современного мира.
– 12 октября 1492 года — дата, которая кардинально изменила ход мировой истории. Как современная историческая наука оценивает это событие: как великое географическое открытие, как начало колонизации или как встречу двух миров?
– В различных историографических традициях это событие интерпретируется по-разному: и как великое открытие, и как начало колонизации, и как встреча миров. Мне близка трактовка «школы Анналов». Согласно ей, открытие Америки обусловило бурное развитие торгового капитализма и процессов глобализации, что, в конечном счёте, сформировало тот мир, в котором мы живём сегодня.
– Этот день отмечается под разными названиями в разных странах — День Колумба, День испанской нации, День расы или День индейского сопротивления. Что отражают эти различные наименования и как менялось восприятие фигуры Колумба и его наследия с течением времени?
– Все названия памятных дней, связанных с 12 октября, так или иначе отсылают к тем вещам, которые считаются фундаментальными для культуры конкретной страны. «День расы», например, отсылает к метисации, лежащей в основе мексиканской национальной культуры. «День индейского сопротивления» или «День деколонизации» в Венесуэле и Боливии соответственно отражают политические позиции текущего руководства. Для Испании же это день, когда страна стала мировой державой и создала культурное и языковое пространство, уступающее по охвату и числу носителей лишь китайскому.
– Существует ли, на Ваш взгляд, разрыв между академической интерпретацией экспедиций Колумба и их образом в массовой культуре и общественном сознании?
– Разумеется, существует. Фигура Колумба и история открытия окружены множеством мифов. Один из самых распространённых, например, гласит, что его экипажи состояли из обречённых каторжников. На самом деле личность Колумба неотделима от контекста европейской экспансии, формирования централизованного государства в Испании, торгово-финансовых процессов, накопления технических знаний и военно-политических кризисов. Кто-то из исследователей больше концентрируется на этом контексте, кто-то — на фигуре самого адмирала. Однако упрощать как личность Колумба, так и его эпоху, точно не стоит.
– Какое место в исследованиях Мезоамериканского центра имени Ю. В. Кнорозова занимает изучение культур и социального строя доколумбовых цивилизаций, в том числе их трансформации в период после открытия Нового Света и начала колонизации?
– Несмотря на то, что Мезоамериканский центр специализируется на изучении доиспанской цивилизации майя, результаты европейского завоевания региона не могут оставаться незамеченными. Так, совсем недавно коллектив специалистов центра под руководством профессора Галины Гавриловны Ершовой подготовил издание памятника майяской литературы XVI века — «Песнопений из Цитбальче». Издание снабжено обширным научным комментарием, который позволяет рассмотреть источник в культурном и социо-политическом контексте переходной эпохи. В целом, специфика региона требует постоянного обращения к памятникам письменности, созданным после завоевания и представляющим собой, в той или иной степени, результат контакта между Америкой и Европой.
– Расскажите об основных направлениях работы Мезоамериканского центра сегодня. Какие исследовательские проекты, экспедиции или публикации являются приоритетными и наиболее значимыми?
– В области изучения доиспанских майя одним из важнейших направлений работы центра являются проекты по документации и исследованию археологических памятников. Среди них выделяется работа коллектива под руководством Г. Г. Ершовой на древнем памятнике «Ла-Каса-де-лас-Голондринас» в Гватемале, а также работа Дмитрия Дмитриевича Беляева и Сергея Викторовича Вепрецкого по документации с помощью современных технологий (фотограмметрии) и последующему прочтению иероглифических надписей на памятниках монументальной скульптуры в Гватемале и Мексике. Результаты этих исследований представлены в уже опубликованных и готовящихся к публикации монографиях, каталогах и научных статьях сотрудников центра.
Текст: Департамент коммуникаций РГГУ
Фото: Матвей Будяков, Департамент коммуникаций РГГУ
Проект «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» Российского государственного гуманитарного университета представляет новые материалы, раскрывающие многовековые уклады жизни в Тундре. На платформу добавлена видеосъёмка, подробно документирующая этапы подготовки ненецкой семьи к зимней перекочёвке.
Во Владимире завершила работу Школа молодых футурологов — большой проект РГГУ, который объединил более 60 молодых учёных и экспертов из России, стран БРИКС и СНГ для выработки совместного образа будущего.
Проект Российского государственного гуманитарного университета «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» продолжает знакомить с живым наследием культур. В архив добавлена видеозапись с Лапуко Гульнарой Кимовной — хранительницей эвенкийского языка и культуры, методистом Эвенкийского краеведческого музея.
В рамках проекта «Искатели науки» аспирантка МГУ имени М. В. Ломоносова Кьяра Макиевская рассказала, как умение работать в команде, отточенное в театральной студии, помогает ей создавать технологии для облегчения симптомов болезни Паркинсона и создания отечественных нейроимплантов.
Проект Российского государственного гуманитарного университета «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» представляет уникальный видеоматериал, сочетающий документальную съёмку с элементами художественной реконструкции.
Самый ожидаемый творческий праздник ноября вновь собрал самых ярких первокурсников РГГУ. Финал «Студенческой осени 2025» стал для них эффектным стартом и шансом покорить университетскую сцену уже с первых месяцев учёбы.
На заседании учёного совета РГГУ наградили лучших сотрудников и утвердили новые образовательные программы.
Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока пополнился уникальными материалами из архива Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Опубликованная документальная съёмка позволяет заглянуть в мир детства, который формируется в гармонии с суровой природой Арктики.
Проект РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» продолжает работу по сохранению уникального культурного наследия. На платформе опубликованы новые материалы, знакомящие с саамской песенной традицией луввьт.
Проект Российского государственного гуманитарного университета «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» представляет новые уникальные материалы. На платформе опубликована видеозапись ульчского народного танца мэвху.