Если десятилетия назад главной проблемой для вузов был плагиат и недобросовестные заимствования, то сейчас академическое сообщество оказалось перед лицом нового вызова, связанного с применением нейронных сетей и искусственного интеллекта в научной и образовательной деятельности.
Применение различных способов доступа к информации, в том числе нейронных сетей, становится нормой жизни. Информация об их использовании, например ChatGPT (запущен 30.11.2022), для написания различных текстов уже активно обсуждается в научно-образовательном сообществе разных стран. РГГУ впервые столкнулся с фактом применения подобных технологий для написания квалификационной работы студента.
Следует отметить, что в процессе подготовки выпускной квалификационной работы руководителем многократно делались замечания данному студенту по поводу качества представленных материалов. Проверка итогового варианта ВКР на плагиат показала 82% оригинальности. В ходе защиты на государственной экзаменационной комиссии качество ВКР вызвало большие дискуссии, члены комиссии колебались между оценками «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Только презентация работы и ответы на вопросы склонили комиссию истолковать сомнения в пользу студента и оценить ВКР на «удовлетворительно».
Данный случай заставил задуматься о необходимости разработки инструментария распознавания использования нейросетей при подготовке письменных работ (курсовые работы, эссе, рефераты, ВКР). В РГГУ решение данной задачи поручено Отделению интеллектуальных систем в гуманитарной сфере и Институту информационных наук и технологий безопасности. Для рассмотрения данного конкретного случая в РГГУ работает специальная комиссия.
Надеемся, что другие вузы также присоединятся к поиску путей решения данной проблемы и подготовленные в РГГУ рекомендации станут основой для движения в этом направлении.
Текст: пресс-служба РГГУ