4 марта 2023 г. на факультете культурологии прошла V Всероссийская научная конференция «Путешествия во времени: медиальность временного перемещения в художественных произведениях»
Весенняя конференция «Путешествия во времени» к 2023 г. уже стала совместной традицией факультета культурологии РГГУ и кафедры культурологии и социальной коммуникации историко-филологического факультета РАНХиГС. Ее участники за прошедшие годы успели рассмотреть самые неожиданные аспекты перемещения во времени, обратиться к множеству разнообразных объектов анализа и обнаружить немало параллелей и пересечений в произведениях, порожденных весьма отдаленными друг от друга во времени и пространстве культурами. В этом году подтема конференции была относительно узкой: доклады участников были посвящены материальным объектам, посредством или при помощи которых в художественном произведении происходит перемещение персонажей во времени, материальным и нематериальным маркерам, указывающим, что перемещение состоялось, что перед аудиторией уже иное время.
В этом году конференция получилась камерной, но от этого не менее интересной. Демкина Анна Владимировна (канд. культурологии, кафедра истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ) рассказала о течении времени в повести Дана Марковича «ЛЧК», о восприятии времени различными персонажами, о перекличках между философией произведения и упомянутыми в нем бытовыми предметами, а заодно и познакомила аудиторию со сборником 1991 г.. в котором была опубликована повесть. Золотухина Мария Владимировна (канд.ист.н., кафедра социальных практик и коммуникаций факультета культурологии РГГУ) посвятила доклад тому, как сладкая домашняя выпечка – торты и пироги (cake и pie) – становится инструментом актуализации памяти о детстве в современной американской культуре. Целый ряд докладов был посвящен маркерам временного перемещения в аудиовизуальных текстах. Так, Семенюк Анна Андреевна (студентка магистратуры факультета культурологии РГГУ) проанализировала приемы создания опыта путешествий во времени и репрезентации разных форм воздействия таких перемещений на человеческие тела и души на примере тайтла “Steins;Gate”. Мария Эль-Факи (студентка 3 курса) рассмотрела маркеры эпохи, образ прошлого и образ настоящего глазами пришельцев из прошлого в фантастических фильмах 1980х гг. «Невероятные приключения Билла и Теда» и «Филадельфийский эксперимент». А мюзикл «Hamilton» стал объектом исследования в докладе Русских Елены Сергеевны (магистрантки Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)), которая подробно разобрала один из важных эпизодов сценической постановки, показав, как посредством сочетания музыкальных сигналов, освещения, мизансцен и текста для зрителей создается эффект сосуществования двух временных пластов в одной сцене.
Мерзлякова Виктория Николаевна (канд. культурологии, кафедра социальных практики и коммуникаций факультета культурологии РГГУ, РАНХиГС) проанализировала, как через путешествие во времени создается образ латиноамериканской культуры, ее исторического прошлого и ее настоящего, в сериале «Всегда ведьма». Иванова Кристина Сергеевна (студентка факультета культурологии РГГУ) рассмотрела опыт пребывания в чужом прошлом, возможность воздействия на уже свершившиеся события и механику перемещения во времени в китайском анимированном сериале-дунхуа «Агент времени». Нагаева Елена Юрьевна (старший преподаватель кафедры культурологии и социальной коммуникации ИОН РАНХиГС) проблематизировала медиальность временных перемещений в российских фантастических фильмах о Великой отечественной войне 2008-2018 гг., показав, как постепенно усложняется нарратив о попадании человека из XXI в. в зону боевых действий 1940-х. годов. В докладе Калашникова Александра Владимировича (канд. филол. н., кафедра европейских языков Института лингвистики РГГУ) были рассмотрены лейтмотивы как средства отсылки к прошлому в тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга»; докладчик особенно подчеркнул, насколько важны эти лейтмотивы-отсылки для превращения четырех весьма продолжительных оперных произведений в цельное повествование.
25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».
Магистрант факультета культурологии Федор Трофимов в 2024/2025 учебном году стал участником программы стипендий для студентов магистратуры и аспирантов, которая осуществляется Исследовательским центром ЧУК «Еврейский музей и Центр толерантности» при финансовой поддержке А.И. Клячина.
26 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Световое искусство XX века: от аналогового к цифровому» выступила ученица светохудожника С. М. Зорина, психолог Дарья Ивановна Голованова.
25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кино состоялась торжественная церемония награждения IV Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.
20 декабря в РГГУ состоялась встреча «Христианское отношение к врагу – утопия или реальность?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианские ценности в современном мире». В неформальной обстановке – за чаем – собрались учащиеся бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования разных факультетов и вузов.
В понедельник 23 декабря 2024 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Докладчиками выступили Д.И. Антонов, Д.Ю. Доронин и А.И. Завьялова. Авторы представили подготовленный ими тематический номер журнала «Государства, религия, церковь в России и за рубежом» (№ 3, 2024), посвященный советским иконам и материальной религии эпохи СССР.
Научный семинар «Современный театр в культурологической перспективе изучения» факультета культурологии подводит итоги работы в осеннем семестре 2024 – 2025 г.
Доцент кафедры истории и теории культуры Оксана Вячеславовна Гавришина приняла участие в подкасте «История истории». Ведущий подкаста – Артём Клюев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Тема выпуска «„Визуальный поворот“ и современная историческая наука».
Международный учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» факультета культурологии РГГУ вновь организовал для студентов экскурсию на Рождественский базар в Немецкой школе.
3 декабря состоялась встреча онлайн-семинара по изучению медиа и образа «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Искусство новейших генеративных медиа» выступил магистрант факультета культурологии Павел Печенкин.